О чем мечтают министры

Раскопки в крепости Пор-Бажын начались под руководством Сергея Шойгу

От словосочетания “торжественная церемония открытия” веет чем-то скучным и занудным. Поэтому, когда мы отправились в Туву именно на эту самую церемонию, заранее становилось грустно. Но на самом деле все оказалось совершенно иначе. Нам, журналистам, участвовавшим в открытии археологического лагеря на озере Тере-Холь, устроили самое настоящее приключение, воспоминания о котором надолго сохранятся.

Уже когда до Пор-Бажына оставалось совсем немного, случилась неожиданная заминка. Нелетная погода. Наконец “крепость дает добро”, мы садимся в вертолет и спустя час с небольшим видим с высоты птичьего полета те самые останки крепости, о которой уже много знаем. Красивое зрелище, но теперь хочется скорее приземлиться и уже походить среди древних развалин, потрогать руками эти кирпичи, которым уже несколько веков. Наконец посадка… В лагере археологов и студентов уже много народу — первые группы студентов приехали еще несколько дней назад. Молодежь суетится между палатками. Знакомится друг с другом. Им жить тут и работать еще целый месяц, так что приятельские отношения очень помогут.

* * *

Конечно, его надо представлять как “министр РФ по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу”, но как-то язык не поворачивается так официально и скучно говорить о человеке, который приехал на открытие лагеря. Всю дорогу до крепости он светился от счастья: он ехал не просто на начало раскопок. Он ехал домой (Шойгу — уроженец Тувы) и, как только самолет приземлился в Кызыле, тут же отправился к родителям в гости. А когда он появился в лагере, то ни о каком “министерском канцеляризме” вообще говорить не приходилось. Поношенная камуфляжная форма, почти ковбойская шляпа на голове и широченная улыбка. Он сразу окружил себя людьми. Свой среди своих. Чужие здесь не ходят.
Народ подтянулся со всего лагеря: Шойгу сейчас будет открывать раскопки! Он поднялся на сцену и вдруг заявил:
— Я думаю, нет смысла открывать лагерь, пока вы не побывали в крепости. Приглашаю вас!
До официального начала археологических раскопок крепости тут уже пару недель трудились ученые. Ни о каких выводах пока не может быть и речи. Работы тут еще — море. Однако даже первые дни принесли свои загадки. Например, ученые выяснили, что в Пор-Бажыне не было открытых очагов огня. Как жители крепости согревались в холодное время года — непонятно. Уже возникла гипотеза, что живительное тепло поддерживалось на специальных жаровнях. Но вот почему, из-за чего это делалось — неизвестно. С приездом студентов и основных сил археологов работа закипит, и, может быть, уже в скором времени некоторые загадки прояснятся.
За первые дни ученые уже расчистили небольшой участок стены, обнаружив интересный способ кладки кирпичей.
— Вот смотрите, — говорит начальник лагеря профессор Виктор Соловьев. — Кирпичи положены не вертикально, а наклонно. Скорее всего таким образом создавалась дополнительная опора стенам.
По мнению ученых, кирпичные стены были покрыты штукатуркой.
— Наверное, на ней был какой-то рисунок. Пока мы не стали исследовать эти фрагменты, займемся ими в ближайшее время, и тогда, может быть, будет понятно, была ли украшена крепость какими-то узорами.
При этом Соловьев показывает на небольшие кусочки штукатурки, которая когда-то отвалилась от стены и упала. Теперь ее придется аккуратно отделить от земли и перевернуть. Работа — кропотливейшая!

* * *

Наконец на острове собралась почти вся экспедиция. Шойгу берет лопатку и выкапывает первую символическую горстку земли. С “официозом” покончено. Произвести раскопки и восстановить крепость Пор-Бажын — это мечта детства министра.
— Человек, который живет без мечты, — живет скучно. У него каждый день одно и то же. У меня же есть мечта, и я этому рад! Вот это, — он обводит рукой древние стены, — моя мечта! Я рад, что все эти ребята тут. Я рад, что работы наконец начинаются! Я не случайно сказал, что даже если бы здесь никого не было, я бы все равно этим занимался.
— А когда вы тут впервые побывали, когда увидели Пор-Бажын? — задал вопрос корреспондент “МК”.
— Первый раз я это увидел, когда мне было лет 12. А после этого много всего было. В свою первую археологическую экспедицию я поехал после шестого класса. Потом после седьмого, восьмого, девятого… К сожалению, те места сейчас затоплены. Вот меня сейчас спрашивают: ну раскопаем мы крепость, восстановим, и что дальше? А я не знаю! Я очень хочу, чтобы сюда приезжали люди, подпитывались тут жизненной энергией. Я хочу, чтобы кто-то приехал сюда со своим спальником и провел тут ночь. Тут такое чудесное звездное небо!
— Мы, когда ездили в экспедиции, сами все делали. Сами строили палатки, сами пекли лепешки. Я именно тогда научился их печь. Какие были лепешки!
— А сейчас смогли бы испечь лепешку? Руки помнят? — спросил “МК”.
— Ну что вы! Естественно! Это утратить трудно. Вода, мука и огонь — и все дела.
Мечта Сергея Шойгу практически сбылась: работы начались. Но уже тут, на месте, выяснилось, что, оказывается, есть еще одна мечта.
— Знаете, я хочу в следующем году вот тот путь, что мы пролетели на вертолетах (около 200 км. — “МК”), пройти на конях. И я это сделаю обязательно. Кто со мной — тот со мной!

* * *

А потом действительно была церемония открытия лагеря. Без занудных речей, без лишнего пафоса. Лагерь освятили ламы. Потом шаманы дали свое благословение и выгнали злых духов из лагеря. После торжественной части лагерь наконец зажил полной жизнью.
Студентам скучать в лагере не придется. Днем — работа. Вечером — отдых. Конкурсы, песни под гитару (многие с собой привезли этот музыкальный инструмент). Никто из них не жалеет, что приехал за тысячи километров от дома.
— Тут так здорово! Интересно! — говорит студентка МГУ Татьяна. — И подумаешь, что быт вовсе не домашний. Ерунда, нам все нравится.
Впереди три месяца кропотливой работы. За это время сменятся несколько групп студентов, появятся новые загадки крепости, но скорее всего будут и первые ответы.

Пор-Бажын—Москва.

“КРЕПОСТЬ ПОР-БАЖЫН”
24 ИЮНЯ В ЛУЖНИКАХ НА ПРАЗДНИКЕ “МК”

у наших читателей в этот день будет уникальная возможность увидеть кусочек легенды Пор-Бажын! На площадке, посвященной проекту восстановления крепости, организаторы попытаются окунуть вас в атмосферу далекой Тувы. Там будут настоящие шаманы и ламы, национальные ансамбли. И, естественно, настоящее горловое пение! Кроме того, в одном из шатров можно будет познакомиться с особенностями национальной тувинской кухни и даже попробовать ее. Приходите — не пожалеете!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру