XI Международный экономический форум в Санкт-Петербурге смело можно было бы переименовать в политический. Нет, экономики было достаточно. Состоялись десятки мероприятий, подписано 30 протоколов о намерениях и инвестиционных проектах на сумму $13,5 млрд. Однако главным все же стала демонстрация Россией Западу своей растущей “энергетической мощи” с предложением не мешать друг другу, претензии на статус одного из центров глобального мира и, наконец, представление человека, который, возможно, будет руководить всем этим процессом из Кремля после 2008 года.
Взаимоотношения между Россией и Западом подпортились. Давосский форум уже не пользуется популярностью у нашей элиты, а последний Русский экономический форум в Лондоне был ею вообще проигнорирован. Россия ведет сразу несколько затяжных баталий: с поляками и прибалтами (то есть, считай, с Евросоюзом), которые выступают против строительства газопровода по дну Балтийского моря; с США и их союзниками (Грузия), которые вставляют России палки в колеса на переговорах по вступлению в ВТО... Так что Россия решила говорить о себе на своей территории.
О том, что Россия пришла всерьез и надолго, собравшимся рассказал первый вице-премьер Сергей Иванов. Он заявил, что по объему ВВП наша страна к 2020 году войдет в пятерку крупнейших экономик мира. И вырвется вперед благодаря развитию высоких технологий и вложениям в образование. А на упреки ответил, что “к одной и той же цели (развитая демократия с рыночной экономикой) ведет множество путей”.
“Программная” речь Иванова подогрела очередную волну разговоров, что преемником после 2008 года станет он. Может, потому, что другой “кандидат” — первый вице-премьер Дмитрий Медведев — выглядел каким-то уж очень печальным. А Греф заявил: “Как говорится, в России на Ивановых весь мир держится”.
Впрочем, пока Россия держится на экспорте нефти и газа. Так что во второй день форума “зажигал” уже нынешний президент, который призвал создать “новую архитектуру международных экономических отношений, построенную на доверии и взаимной интеграции”. И напомнил, что “новые шаги России”, в том числе строительство Северо-Западного газопровода и нефтепровода Бургас—Александруполис, направлены “на обеспечение энергобезопасности всего Евразийского материка”. По словам Путина, “мы заинтересованы в расширении российских инвестиций за рубеж, а также в обмене активами с международными партнерами на взаимовыгодных условиях”. Это уже, видимо, касается допуска “Газпрома” к газотранспортным сетям ЕС и сделок по слиянию наших и западных компаний. Ведь политэлите крайне важно войти в советы директоров крупных западных компаний и стать “частью Европы”, чтобы политически обезопасить себя после выборов 2008 года. Путин пообещал Западу выпустить в свободную продажу часть акций создаваемых государством авиа- и судостроительных предприятий. Видимо, в обмен на то, что Запад не будет мешать энергетической экспансии Кремля.
Президент также выступил с резкими заявлениями по поводу ВТО, в которую Россия все же намерена вступать. По его словам, многие существующие международные организации сегодня “выглядят архаичными и недемократичными, неповоротливыми”. Довершило “разгром старого мира” заявление о том, что Россия будет укреплять свою валюту и постепенно переходить на расчеты в рублях при экспорте. В конце же Путин призвал к усилению не столько мировой интеграции, “сколько к созданию региональных евразийских институтов”. Так что, видимо, “холодная экономическая война” России с Западом продолжится.
Тебе половину, и мне половину
В Петербурге Россия призвала Запад делиться и меняться