Об этом на пресс-конференции сообщил директор Департамента госполитики по нормативно-правовому регулированию в сфере образования Исаак Калина.
Российскую школу ждет переход на новый стандарт образования. И перед педагогами неизбежно встанет вопрос: по чему учить? Одна часть книг, созданных еще в советские годы, морально уже устарела — это относится в основном к пособиям по математике и естественным наукам, другая (по гуманитарным предметам, и прежде всего — истории Отечества) не устраивает самих педагогов. Они недовольны однобоким и предвзятым подходом к изображению исторических событий и деятелей.
С прошлого года все учебники, прежде чем попасть в школу, проходят две экспертизы — РАН и РАО. Первая проверяет соответствие содержания последним научным достижениям, вторая следит за тем, чтобы материал излагался доступно и понятно. В 2006 году на экспертизу отправили более 700 учебников, больше всего было пособий по иностранному языку и математике. Лишь 20% из них выдержали академическую проверку. Из них РАН и РАО сформировали Федеральный перечень, а уж из него учителя выбирали то, что им нравится.
Минобрнауки РФ оставило за собой лишь чисто техническую функцию “производства” школьных пособий. Содержания уже не касается — это отдано на откуп авторитетным академикам.
— Мы не заказываем учебники, у нас та же функция, что и у техосмотра в ГАИ, — объяснил Исаак Калина. — Если учебник проходит экспертизу, то он соответствует критериям. А дальше, если можно так выразиться, начинается тест-драйв: педагог занимается по учебнику, обкатывает его и выбирает тот, который его устраивает.
Сегодня Федеральный перечень учебников состоит из 1300 наименований. Из них только книг по алгебре для 9-го класса — больше полусотни. Как Мариванна будет ориентироваться в таком разнообразии, пока непонятно.
— В будущем году академиями будет проведен конкурс, который поможет учителю при выборе того или иного учебника, — подчеркнул Калина. — Должна быть конкуренция. Перечень книг уже сейчас сокращается естественным путем: для многих издательств, которые раньше штамповали пособия тысячами, создавать действительно конкурентоспособный продукт стало невозможным.
Из издательств, работавших на рынке школьных учебников, сегодня осталось не более трети. И это, наверное, хорошо. Потому что у них есть собственные редакции по предметам, связь с методистами и со школами. И они могут апробировать свои новинки в классах. Это гарантирует, что в руки ученикам попадут только умные, добрые и качественные книги.
Анастасия ГНЕДИНСКАЯ, Игорь СЕРГЕЕВ.