Березовский получил шесть лет

Предпринимателя Бориса Березовского Савеловский суд Москвы приговорил в четверг к шести годам лишения свободы по делу о хищении в "Аэрофлоте" около 215 миллионов рублей. Это первый обвинительный приговор, вынесенный БАБу, и скорее всего, далеко не последний всего Генпрокуратура РФ предъявила ему 11 обвинений, в том числе в хищении 13 миллионов долларов банка "СБС-Агро".

Дело в отношении Березовского было выделено в отдельное производство из громкого "дела "Аэрофлота", все фигуранты которого – бывший первый замгендиректора авиакомпании Николай Глушков, бывший главбух компании Лидия Крыжевская и экс-глава "Финансовой объединенной корпорации" Роман Шейнин – уже осуждены, каждый на два года условно. Еще один обвиняемый по делу, Александр Красненкер, умер не дождавшись суда.

Изначально обвинение в незаконном предпринимательстве и отмывании незаконно нажитых средств были предъявлены и Березовскому, с него взяли подписку о невыезде. Однако позже ему как будто удалось доказать следствию, что к финансовой деятельности авиакомпании он не имел отношения. Обвинение сняли, и Березовский стал свидетелем по делу. Но позже его роль в деле опять была пересмотрена и он снова "переквалифицировался" в обвиняемого. Теперь уже в мошенническом хищении и отмывании денег авиакомпании. Но достать беглого олигарха из-за кордона (несмотря на то что, в том числе в связи с другими обвинениями, было выдано шесть санкций на его заочный арест) правоохранительным органам так и не удалось. В итоге все заседания по делу и оглашение приговора проходили без его участия.

Как следует из приговора, именно Березовский в 1996 году убедил маршала Георгия Шапошникова, который тогда руководил "Аэрофлотом", взять на работу "опытного финансиста" Глушкова (с ним Березовский уже работал в "ЛогоВАЗе"). Доклад Глушкова на совете директоров о том, что "Аэрофлот" "летит в тартарары" из-за того, что все валютные средства, получаемые компанией от продажи авиабилетов за рубежом, разрознены и плохо контролируются, впечатлил Шапошникова. И он предложил Глушкову пост своего зама по экономической финансовой и коммерческой деятельности. Всего же, по данным следствия, Березовский "внедрил" в "Аэрофлот" около 30 "своих людей".

А дальше Глушков сделал шефу Шапошникову "экономически выгодное" предложение: консолидировать выручки зарубежных представительств в одной "известной и уважаемой в Европе финансовой компании". О том, что компания эта ("Андава") фактически принадлежит ему и Березовскому и на Западе о ней никто слыхом не слыхивал, он, естественно, умолчал.

Примечательно, что на следствии выяснилось: "Андава" стала зарубежным казначеем "Аэрофлота" еще до того, как ЦБ РФ выдал авиакомпании на это разрешение. Дело в том, что с выдачей соответствующей лицензии ЦБ не спешил: тогдашний его руководитель Сергей Дубинин (он проходил по делу свидетелем) получил аналитическую записку от своих подчиненных, что уставный капитал "Андавы" недостаточен для осуществления предполагаемой деятельности и в случае дефолта компания станет неплатежеспособной. Были и другие весомые аргументы для отказа. Но позже Дубинин все же завизировал разрешительный документ. По его собственному признанию в суде, Березовский звонил ему не менее трех раз с просьбой "ускорить процесс".

"Андава" начала аккумулировать деньги от зарубежных продаж, производить от имени авиакомпании необходимые финансовые операции и получать за это проценты. Но, как выяснилось, это были только цветочки – фундамент, заложенный для хорошо продуманной мошеннической схемы по откачке денег "Аэрофлота", совсем другого порядка.

И схема эта в итоге стала выглядеть так. Специально созданная Финансовая объединенная корпорация (ФОК) под руководством РоманаШейнина взяла на себя обязательство выплачивать в срок все долги "Аэрофлота" за последующее вознаграждение. Но, оказывается, собственных возможностей у ФОК» для этого не было, и чтобы иметь средства на поддержание реноме авиакомпании в глазах ее кредиторов, ФОК якобы получила овердрафтный кредит у другой ирландской компании – "Грейнджерс" (как потом выяснило следствие, существовала она только на бумаге, а создавалась и действовала на средства "Андавы"). Деньги, отпущенные на кредит ФОК, якобы хранились на счете "Грейнджерс" и списывались оттуда по мере поступления от ФОК соответствующих распоряжений. Как потом выяснилось, все долги за "Аэрофлот" выплачивала "Андава", а вовсе не "Грейнджерс". Со счетов все того же "Аэрофлота", доверившего ей свои средства в распоряжение.

Для чего "Аэрофлоту" нужно было "чесать правой рукой левое ухо"? Ведь, как выяснилось позже, компания могла сама преспокойно погасить свои долговые обязательства, без всяких посредников, которым потом нужно было выплачивать огромные комиссионные. Но в том-то и состоял весь фокус! Мало того, что фирмы-благодетели брали с "Аэрофлота" процент за свою деятельность, так еще по составленному "опытными финансистами" договору авиакомпания должна была ФОК, в случае если не вернет уже уплаченное за нее в течение 150 дней, огромные неустойки.

А о том, чтобы эти неустойки образовались и преумножились, позаботились изнутри "Аэрофлота" Глушков и Крыжевская. Они просто не отдавали распоряжения погашать долги, несмотря на то что средства на счетах имелись.

Между ФОК и "Аэрофлотом" тем временем родилось соглашение, что последний дает на каждый свой, уже оплаченный ФОК долг вексель, который тот вправе передать любым другим уже своим кредиторам. Так у "Гринджерс" через ФОК появились векселя "Аэрофлота", которые компания-прокладка и предъявила для уплаты… снова "Андаве". К этому времени "Андава", опять же стараниями "опытных финансистов", уже располагала поручением "Аэрофлота" выплачивать за него все предъявленные векселя, долги и даже штрафы по ним без дополнительного согласования с руководством авиакомпании.

Только теперь задолженность компании перед ФОК стала просроченной и обросла солидными неустойками. Например, 104 миллиарда по одному векселю превратились в 133, 34 по другому – в 43, 36 по третьему – в 45. Все эти деньги "Андава" и выплатила от имени "Аэрофлота" ее мнимым кредиторам. А часть прибыли от этой деятельности по официальному заявлению акционеров "Андавы" (среди которых, напомним, фигурировали Глушков и Березовский) ушла на оплату задействованным в мошенничестве менеджерам (фигурантам уголовного дела, в том числе самому Глушкову) "в качестве зарплат и премий… для мотивировки их дальнейшей успешной финансовой деятельности".

Несмотря на то что Борис Березовский утверждал на следствии, что не имеет никакого отношения к такой финансовой деятельности "Аэрофлота", следствие выяснило, что именно ему принадлежит львиная доля акций "Андавы", а выданная ЦБ РФ лицензия "Аэрофлоту" при его заинтересованном участии делала эту финансовую деятельность практически неподконторольной в России.

Отбывать назначенное судом наказание бизнесмен должен в колонии общего режима. Но для этого его нужно сначала "выковырять из раковины". Несмотря на то что в России он давно вне закона, Березовский получил в Англии, где сейчас проживает, статус политического беженца, и вопрос о его экстрадиции продвигается с огромным трудом. "Я думаю, что после сегодняшнего приговора появляется шанс вновь потребовать экстрадиции Березовского", – выразил надежду по окончании заседания гособвинитель Александр Кубляков. Приговором он остался удовлетворен и обжаловать не намерен. Сам же Березовский вынесенный ему приговор не признал, назвав процесс "политическим фарсом".

Несмотря на мнение заочного подсудимого, суд постановил взыскать с Березовского причиненный компании "Аэрофлот" ущерб в размере 214 988 879 рублей 70 копеек.

Другие преступления Березовского:

6 августа 2002 года возбуждено уголовное дело по факту хищения 2323 машин при проведении "ЛогоВАЗом" в 1994–1995 годах зачетной сделки с "АвтоВАЗом" и администрацией Самарской области.

17 сентября 2004 года прокуратура Московской области заочно обвинила Березовского в хищении госдачи в подмосковном комплексе "Жуковка" управделами президента, проданной в октябре 1999 года "АвтоВАЗу" и позже переоформленной на имя дочери бизнесмена Екатерины.

16 февраля 2006 года Генпрокуратура РФ возбудила в отношении Березовского очередное уголовное дело по статье 278 УК РФ. Ему инкриминируется совершение особо тяжкого преступления: "действия, направленные на насильственный захват власти".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру