В 1970-1980 годах она проводилась в Южной Америке. В ходе операции военные правительства шести стран континента организовали совместные действия против левых политиков. Считается, что в ходе этой кампании южноамериканские хунты помогали друг другу выслеживать и уничтожать политических оппонентов.
В результате политических чисток лидеры оппозиции, покинувшие свои страны в поисках убежища, становились жертвами спецслужб даже за границами своих государств.
Операция "Кондор" стартовала в 1975 году после ноябрьской встречи глав тайной полиции Аргентины, Боливии, Парагвая, Уругвая и Чили в Сантьяго. На ней шеф чилийской спецслужбы ДИНА предложил коллегам координировать репрессивные действия в борьбе с политическими противниками. На следующий год к заключенному соглашению присоединилась и Бразилия.
Как показали расследования правозащитных организаций, фактически военные режимы, находившиеся у власти в Южной Америке, организовали программу систематического уничтожения своих противников, прежде всего левой ориентации. Программа предусматривала похищение левых диссидентов, пытки и убийства.
Излюбленным методом расправы над политическими противниками было подвешивать похищенных людей к самолетам или вертолетам и сбрасывать их, еще живых, в море. Останки людей, с которыми было покончено таким образом, так и не были найдены.
Согласно т.н. "архиву террора" в результате операции "Кондор" было уничтожено 50 тысяч человек, 400 тысяч брошены в тюрьмы. Судьба же 40 тысяч человек до сих пор остается неизвестной.
Считается, что операция "Кондор" окончилась в конце 80-х годов прошлого века вместе с крахом южноамериканских диктатур, однако, по данным бразильской газеты "О'Глобо", операция продолжалась и в 90-е годы. Информация, основывающаяся на документах, собранных испанским судьей Балтасаром Гарсоном и парагвайским адвокатом Мартином Алмадой, указывала на то, что операция "Кондор" представляла из себя "современную версию Инквизиции", которая решала, "кого надо уничтожить, а кому позволить жить".
После того, как во многих латиноамериканских странах была восстановлена демократия, многих военных, участвовавших в расправах над диссидентами, судили. Предпринимаются попытки наказать тех, кто ушел от возмездия.
Итальянские власти расследуют "Операцию "Кондор" с конца 1990-х годов. Это следствие началось по иску родственников нескольких исчезнувших южноамериканцев итальянского происхождения.
Сообщается, что по делу уже арестован бывший морской разведчик из Уругвая, 60-летний Нестор Фернандес Троколли. Он был задержан в городе Салерно на юге Италии.
В списке людей, ареста которых добиваются итальянские прокуроры, а также граждане Аргентины, Уругвая, Чили, Бразилии, Боливии, Парагвая и Перу, – бывший военный лидер Аргентины Хорхе Рафаэль Видела, бывший руководитель аргентинского флота адмирал Эмилио Эдуардо Массера и руководивший уругвайской хунтой Хуан Мария Бордаберри.
Всем подозреваемым будут предъявлены обвинения в убийствах, похищениях людей и более мелких преступлениях.
Действия итальянских и южноамериканских властей по выявлению и наказанию виновных в политических чистках и убийствах оппозиционеров невольно заставляют подумать о России. Пусть Южная Америка и далеко от нас, но и в нашей истории были очень похожие события. Правда, длились они не 15-20 лет, а гораздо больше, да и никто у нас не понес ответственность за кровавые злодеяния ГУЛАГа, Катыни, депортации целых народов, убийства политических противников и пр. Когда в 1991 году власть поменялась, мало что было сделано для поиска виновных и их наказания. А ведь тогда многие из них были еще живы. Возможно, этот шаг позволил бы и нашему обществу консолидироваться и разобраться в своей истории, понять, кто прав, кто виноват. Оценить и покаяться, как это было с Германией после 1945 года. Возможно, именно это сняло бы ту напряженность, то непонимание, тот раскол в обществе, которые наблюдаются ныне практически по любому вопросу. Помогло бы не возвращаться в прошлое и бездумно его героизировать, а, зная его ошибки, идти вперед, к развитию полноценного и справедливого общества.