В Роскосмосе новое разоблачение: контрафактные детали

Советник президента РКК «Энергия» Вячеслав Филин: «Мы сами поймали мошенников за руку»

Коррупционные скандалы в Федеральном космическом агентстве следуют один за другим по истине с космической скоростью. Не успели правоохранительные органы разобраться с не целевым расходованием средств в ОАО «Российские космические системы», как в поле зрения попало «Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации „Энергия“ им. Королева». С «легкой» руки его бывшего замгенконструктора запчасти для испытательных установок космической техники делали чуть ли не гаражных боксах. Уличенный в злоупотреблениях начальник Михаил Фирстов уже уволен. Как же могло произойти такое на самарском КБ РКК «Энергия», подробно рассказал в пятницу советник президента головного предприятия РКК «Энергия», доктор технических наук, профессор Вячеслав ФИЛИН.

Советник президента РКК «Энергия» Вячеслав Филин: «Мы сами поймали мошенников за руку»

По информации Генеральной прокуратуры РФ, появившейся в пятницу на официальном сайте ведомства, «в Самарской области сотрудники прокуратуры возбудили уголовное дело по факту подделки запчастей для ракет». Причем, возбудили сразу в отношении конкретного лица — заместителя генерального конструктора Волжского конструкторского бюро Михаила Фирстова по части 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). По версии следствия, «в 2008 году ЗАО ВКБ РКК „Энергия“ получило госзаказ на изготовление оборудования для ракетно-космических комплексов, а именно: двух блоков холодной продувки для армейских устройств и агрегата заливки терморегулирования и вакуумирования в рамках модернизации ракеты „РН-Союз“». Бюро, как и должно было, подготовило конструкторскую документацию, однако выполнение части заказа, а именно создание запчастей для будущего испытательного наземного агрегата поручило фирме, не имеющей лицензии на выполнение столь важного заказа. ООО «Энком», учредителем которого выступал родственник Фирстова, получило за работу 14 млн. рублей. Работы, как следует из материалов прокуратуры, проводились в гаражных боксах (хотя сотрудники самого предприятия этот факт называют уже излишним передергиванием). В результате был допущен брак одного из компонентов будущей испытательной установки, что и вызвало множество вопросов у руководства головной корпорации и правоохранительных органов.

Как прокомментировал Филин, факты нарушения закона и технического несоответствия оборудования для наземных испытаний космических аппаратов обнаружили сами сотрудники РКК «Энергия» и ее ЗАО «Волжское КБ». Однако, теперь обо всем по-порядку:

Для того, чтобы на испытаниях подогревать или охладить космический аппарат, нужен специальный агрегат, масса которого составляет порядка 2-х тонн, — поясняет Вячеслав Филин. — По сути, это огромный кондиционер. Для каждого типа космических аппаратов требуется свой агрегат для испытаний. Для изготавливаемой нами модернизированной ракеты потребовалось разработать новый кондиционер. Головное предприятие РКК «Энергия» заказала ВКБ разработать и создать такой агрегат. ВКБ, в свою очередь, разработало документацию и заключило договор с Усть-Катавским вагоностроительным заводом им. Кирова, что располагается в Челябинской области. Все шло, как полагается, по закону. Однако в данной установке есть элементы, которые сам Усть-Катавскимй завод не производит. Тогда разработчик, ответственный за выполнения заказа отвечает: «Мы вам поставим эти элементы сами» и заказывает их «левой» фирме, не имеющей лицензии.

Первые подозрения эта фирма вызвала у нас тогда, когда выставила нам счета за работу — уж больно они показались завышенными. К тому же в отчетах всплыли элементы, которые не требовались для создания нашего агрегата. Ну а когда установка отказалась работать на испытании в Самаре, мы стали разбираться и нашли бракованную деталь. Все вопросы, конечно же, сразу были обращены к замгенконструктора. В это время (это было 3 года назад) на ВКБ сменился директор, стал разбираться в причинах, приведших к браку, а год назад подал документы в ФСБ для детального расследования. По сути, мы сами поймали мошенников за руку.

Когда появилась информация о контрафактных деталях, многие поспешили связать их с неудачными запусками ракет-носителей в 2011- и 2012 годах. Однако Филин опроверг эти домыслы, сообщив, что установка с выявленным браком не участвовала в испытаниях космических кораблей. Лишь теперь она доработана и функционирует исправно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру