Сделка по “Мистралям”: Попытаемся получить удовольствие

“МК” проанализировал плюсы и минусы контракта

19.06.2011 в 17:51, просмотров: 10813

Мужик сказал — мужик сделал: если Президент РФ на саммите G8 пообещал своему французскому коллеге, что сделка по вертолетоносцам “Мистраль” будет подписана в течение 15 дней, значит, она подписана будет! Во что бы то ни стало. А стало, к слову сказать, это в 1,2 млрд. евро. Российские переговорщики поначалу больше 980 млн. давать не хотели и собирались еще поторговаться. Не вышло — пролетели фанерой над Парижем: мужик сказал — мужик сделал!

Сделка по “Мистралям”: Попытаемся получить удовольствие
фото: AFP

А ведь всего месяц назад гендиректор ФГУП “Рособоронэкспорт” Анатолий Исайкин говорил: “Такие контракты — когда речь идет о сотнях миллионов евро — это годы и годы переговоров. Здесь ожидать, что за несколько месяцев мы заключим такой контракт, просто смешно”.

Что ж, давайте теперь посмеемся вместе…

В том, что нас с этим контрактом поимели, сомнений никаких. Иначе зачем бы французы так гнали: ваш президент обещал, давайте подписывайте! Отсюда вывод: сделка заключена на французских условиях и выгодна больше им, чем нам.

Но, как говорится, если видишь, что изнасилование неизбежно, то попытайся хотя бы расслабиться и получить удовольствие. Так и тут: хочешь не хочешь, а положительные моменты искать придется. И они, надо сказать, есть.

К примеру, один из основных вопросов переговоров все же решился в нашу пользу. Французы долго отказывались продавать нам “электронную начинку” вертолетоносцев типа системы SENIT-9, обеспечивающей взаимодействие с кораблями, авиацией и наземными силами на театре военных действий. А она была для нас самым желанным товаром. И вот, наконец, — о чудо! — “контракт предусматривает передачу России технологии по боевым информационным управляющим системам”. Несколько миллионов евро за это, конечно, пришлось добавить.

Кроме того, покупка “Мистраля” фактически меняет статус России в мировом раскладе стран. Так, к примеру, царская Россия являлась членом европейской семьи, у СССР имелась своя семья — соцлагерь, а нынешняя Россия оказалась в стратегическом одиночестве (этот термин ввел директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов). Мы никому не враги, но и не друзья, так как даже с ближайшими союзниками сумели рассориться. Но при этом мы все же не Северная Корея или Судан. Пока. Хотя все чаще ведем себя как некое большое государство — пария. С этой точки зрения нам вполне могли бы отказать в продаже такого корабля, как “Мистраль”, просто по принципу: с пид…сами не танцую. И то, что нам его продали, показывает: крест в Европе на нас пока не поставили.

Далее: многие российские политики спят и видят, как бы внести раскол в уже и без того не слишком стройные ряды Североатлантического альянса. Покупка Россией “Мистралей” как раз вбивает огромный клин между странами НАТО. Особенно старыми и новыми его членами.

Глава комитета Палаты представителей Конгресса США по международным делам Илеана Рос-Лехтинен уже заявила, что приобретение Москвой кораблей такого типа “угрожает региональной безопасности и представляет угрозу союзникам Вашингтона”. Фактически еще даже не поступив на вооружение, “Мистраль” уже воюет против прибалтов, грузин, японцев и всех тех, кто нас сильно недолюбливает.

К тому же всякий раз, когда мы сотрудничали с Западом в области военных технологий, всегда могли чему-нибудь дополнительно научиться. А проще говоря, украсть “знаний” сверх контрактов и договоренностей. Это традиция. Когда мы сотрудничаем с Китаем или Индией, они тоже имеют от нас чуть больше оплаченного.

Наши военачальники, безусловно, озвучат еще немало и других положительных моментов. Точнее, лишь положительные они и озвучат. Поэтому вспомним про то, что в этой сделке для нас плохого.

Во-первых, ее слишком высокая цена. Во-вторых, эти корабли не являются приоритетными для нашего флота. Это видно хотя бы по тому, как путаются в показаниях генералы и адмиралы, отвечая на вопрос: для решения каких задач вам нужны вертолетоносцы? Серьезных военных обоснований для них им так и не удалось придумать.

Кроме того, на мировом рынке сегодня существует большое предложение таких кораблей. А покупают их мало. Поэтому если бы нам так срочно не потребовалось спасать от разорения чьи-то верфи в Сен-Назере на атлантическом побережье Франции, то по поводу такой покупки можно было бы поговорить и с корейцами, и с испанцами, и с немцами, которые сейчас собираются строить такой корабль. Во всех этих случаях цена контракта была бы ниже. Правда, пришлось бы исключить некую коррупционную составляющую, которая, по мнению многих экспертов, заложена в российско-французский контракт (но эту тему лучше оставить прокуратуре).

Конечно, весомый козырь — передача технологий по системе SENIT-9. Только осваивать их с сегодняшними нашими возможностями придется еще лет 5–7 —9. К тому времени мир уйдет далеко вперед. Это обычное дело. Если приобретаешь у кого-то технологии, чтобы освоить их с нуля, всегда должен помнить: в любом случае ты получишь старые технологии.

Но и это не все. Если б не было такой спешки, контракт с “Мистралями” можно было провернуть в разы умнее. К примеру, на протяжении многих лет французы морочили нам голову по поводу снарядов “Краснополь”. Они говорили: мы их купим, только хотим знать, не используется ли в них токсичный порох? Нам нужен только экологически чистый. Потом они заговорили о покупке наших вертолетов “Ми-26”, так как у них нет аналогичных тяжелых машин, затем о самолете-амфибии “Бе-200”. Но все разговоры ушли в песок.

А если б в связи с “Мистралем” им, к примеру, сказали: раз вам так хочется получить наш миллиард, тогда закупите чего-нибудь и у нас хоть на сотню миллионов. Нам ведь тоже свои предприятия ВПК надо загрузить, не только спасать ваши верфи. А если кто-то вроде американцев начал бы возмущаться, можно было бы сказать: ребят, это пакетная сделка, иначе никак нельзя.

инфографика: Иван Скрипалев

Но, выходит, у нас можно… Теперь остается лишь надеяться, что у чиновников хватит ума, воли и лоббистского потенциала, чтобы не затащить на палубу новых “Мистралей” еще и европейские вертолеты “Еврокоптер”, а закупить свои камовские машины. Пока говорят, что именно так и будет, но кто знает…

К тому же “Мистрали” не слишком хорошо вооружены, а в море почти беззащитны. Им нужны дополнительные эскортные суда. Потому, если все будет сделано по уму — не только в интересах стран НАТО, но и в интересах отечественного ВПК, покупка “Мистралей” потянет за собой и другие заказы, которые, хочется верить, разместят уже на наших, российских верфях.

Ну а если этого не произойдет, то нам ничего другого не останется, как научиться расслабляться и имитировать оргазм, каждый раз делая вид, что получаем большое удовольствие от подобного рода сделок.

Материалы по теме: “Мистралю” советуют дуть из России“Мистраль” без технологий