Доклад Левитина Медведеву выглядел дико

Обгоревший остов самолета торчал из реки, а министр транспорта сообщал, что “его ресурс будет выработан к концу года”

Если российские авиакомпании не в состоянии производить нормальные самолеты, следует закупать их за рубежом — сколько бы это ни стоило. С таким заявлением выступил в четверг Дмитрий Медведев на совещании, касающемся расследования катастрофы “Як-42” под Ярославлем. Совещание состоялось непосредственно на месте трагедии, в палатке, разбитой в нескольких сотнях метров от останков самолета, торчащих из воды. Президенту о ситуации докладывал министр транспорта г-н Левитин. Со стороны его поведение выглядело более чем странно.

Обгоревший остов самолета торчал из реки, а министр транспорта сообщал, что “его ресурс будет выработан к концу года”

Поездка Дмитрия Медведева в Ярославль планировалась уже давно. Президент должен был выступить на Мировом политическом форуме, который проводится третий год подряд. Однако случившаяся в среду авиакатастрофа заставила главу государства изменить свои планы. Да, на форум он все же приехал, выступил. Но сначала ДАМ отправился к месту трагедии, на берег речки Туношонка, впадающей в Волгу, — именно в этот похожий на болото водоем рухнул «Як-42» с хоккейной командой Ярославля.

Незадолго до приезда главы государства спасатели извлекли три последних тела погибших — двоих вытащили из самолета, еще одного обнаружили в реке. «Те двое, которые выжили, — их просто выбросило в момент катастрофы на берег, — рассказал „МК“ один из сотрудников МЧС. — Повезло».

В четверг соответствующие службы должны были начать вытаскивать судно из воды. «Засосало его совсем, — кивает один из специалистов на торчащий из Туношонки хвост и часть фюзеляжа. — Как вытаскивать — непонятно. Если только лебедкой». «А когда будем по берегу тащить, половину поселка снесем», — чешет голову другой. Вышеупомянутая «половина поселка» — это дачные домики. Постоянные жители деревни Туношна «базируются» гораздо дальше от места трагедии. На берег их не пускают — территория оцеплена. Впрочем, не пускают к месту трагедии и родственников погибших — не положено. «В среду вечером приезжали родные, сегодня тесть одного хоккеиста приходил, — говорит представитель ярославского ГУВД. — Но есть четкие правила — за оцепление не пропускать». — «Тяжело, наверное, отказывать людям, у которых такое горе?» — спрашиваю я. Мужчина молчит. В это время стоящий рядом спасатель сообщает по рации: «КамАЗ» с телами отправлен«. Наш и без того невеселый разговор с сотрудником ГУВД окончательно увядает.

Один из пожарных рассказывает, что столб дыма от горящего самолета был такой высоты, что его было видно в самом центре Ярославля: «Деревенские жители говорят, что он был в два раза выше местной церкви». Когда весть о падении самолета распространилась по городу, к месту катастрофы приехали несколько тысяч фанатов и просто сочувствующих горожан с цветами и атрибутикой команды. Горы цветов и траурные венки лежат также возле стен спортивной арены, где тренировались хоккеисты. Между прочим, именно в здании арены проходит Мировой политический форум. Говорят, кто-то из собравшейся здесь в день трагедии толпы даже выкрикивал: «Долой форум!», но смутьянов быстро успокоили...

В ожидании прибытия Дмитрия Медведева на месте падения самолета прохаживался министр транспорта Игорь Левитин. Обычно этот человек приветлив и обходителен в общении с журналистами. Но в четверг все было совсем не так. Я подошла к министру, чтобы задать вопрос, но Левитин, даже не выслушав, отрезал: «В 14.30 в здании аэропорта я дам брифинг. Все вопросы зададите там». Корреспонденты кремлевского пула на брифинг ну никак не попадали, поэтому хотелось услышать министра здесь и сейчас. Однако Левитин лишь зло молчал. «Давайте я дам вам телефон нашей пресс-службы. Там ответят на все вопросы», — пришел на помощь главе Минтранса сопровождавший его человек. Но пресс-служба при всем желании не смогла б ответить на мой вопрос: не замечает ли господин Левитин, что у нас в стране слишком часто что-то падает и тонет?..

Совещание, посвященное расследованию причин катастрофы, состоялось в палатке, разбитой в нескольких сотнях метров от места падения «Як-42». У вошедшего Дмитрия Медведева было лицо человека, пребывающего в шоке. И это не журналистское преувеличение. Выразив соболезнования семьям погибших, глава государства заявил, что безопасность гражданской авиации обсуждалась уже не раз (еще бы — поводов было полно): «Давались поручения, выделялись значительные средства... Но ситуация остается неблагополучной». По мнению президента, чтобы ее выправить, нужно приобретать хорошие самолеты, «причем безотносительно к стране их происхождения». Соответствующим образом нужно готовить летный состав, а также ликвидировать маленькие авиакомпании. «Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, — заявил ДАМ. — Причем в самые короткие сроки». Наступила очередь докладчиков. Глава МЧС Сергей Шойгу сообщил, что обнаружен параметрический самописец «Як-42», «но его еще нужно снять с хвоста». Речевой самописец пока не найден. Игорь Левитин, чуть ли не с высунутым языком конспектировавший речь Медведева, посвятил свой отчет деятельности компании «Як-сервис», которой принадлежало разбившееся воздушное судно. По словам оратора, авиакомпания работает с 1993 года, в ее распоряжении 10 самолетов. Разбившийся лайнер был изготовлен в 1992 году. «Насколько у него выработался ресурс?» — хмуро поинтересовался ДАМ у Левитина. «Пока не выработался. Он будет выработан к концу года. А потом судно перейдет на тяжелый ремонт (то есть капитальный. — Н.Г.)», — невозмутимо произнес Левитин. Это выглядело дико — обгоревший остов судна торчал из реки, а министр транспорта сообщал, что «ресурс его не выработался». ДАМа от этих слов заметно передернуло: «Вы хотите сказать, могло бы перейти на тяжелый ремонт?». Министр, сохраняя невозмутимый вид, согласился. Доклад его продолжился: 16 авиакомпаний, использующих «Як-42», пройдут внеплановую проверку. В первую очередь будут проинспектированы узлы воздушных судов, а также степень подготовки пилотов.

Президент спросил, сколько на сегодняшний день в России авиакомпаний. Оказалось, «около 130». Из них, по словам Левитина, 85% осуществляют регулярные перевозки, остальные 15% — обслуживают местные авиалинии и чартерные рейсы. «Те катастрофы, которые происходили в нынешнем году, в основном происходили с компаниями, которые входят в 85% или в 15%?» — уточнил Медведев. В 15%, ответил министр. По его словам, с 2012 года все самолеты должны быть оснащены системой предупреждения столкновения с землей. «Тех, кто это не сделает, закрыть», — потребовал ДАМ. «Но есть и проблема парка», — осторожно заметил глава Минтранса. «Правительству придется принимать непростое решение. Надо поддерживать своих (авиапроизводителей. — Н.Г.), но если мы не способны раскрутиться, надо покупать суда за границей, — заявил глава государства. — Надо только найти деньги».

То есть в этом случае нельзя сказать, что дело осталось за малым.

Губернатор Ярославской области Вахруков сообщил, что семья каждого погибшего получит 450 тыс. рублей — «вне зависимости от того, местные это были ребята или нет». «Я в четверг встречался с болельщиками, многие в шоке, — продолжил глава региона. — Но я уверен, что мы возродим команду. Нам обещала помочь КХЛ, там играет много ярославцев — и они готовы вернуться в наш клуб. А погибших ребят мы проводим достойно».

МЕЖДУ ТЕМ

О чем говорил Дмитрий Медведев на Мировом политическом форуме

Тема форума называлась «Современное государство в эпоху социального многообразия». Президент заявил, что социальное многообразие создает новые вызовы. Так, во многих регионах мира «возрождаются экстремистские призывы к классовой борьбе», что приводит к уличным беспорядкам и в ряде случаев — к революциям. В России одна из главных угроз — терроризм и сепаратизм, а также разрыв между богатыми и бедными. «Однако все издержки и трудности не заставят нас отказаться от нашей цели — жить в современном демократическом государстве, — провозгласил Медведев. — Мы должны сохранить территориальную целостность страны. Она может быть либо такой, как сейчас, либо никакой». К тому же «каждый гражданин должен иметь возможность жить в любом регионе страны, там, где он захочет. Иначе у нас не будет единого государства». «У нас есть люди, которые считают, что нужно выстроиться в единую линию и стройными рядами идти в светлое будущее. Я считаю, это вредно», — заявил ДАМ.

Сюжет:

Авиакатастрофа "Локомотива"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру