Изображая жертву

Злоба дня

Злоба дня

Акция «Стратегия-31» на Триумфальной площади проходит каждый месяц, в котором есть 31-е число, несогласные выступают за свободу собраний, но людей крутят, сажают в автозаки и оформляют протоколы, закрывают на 15 суток или выписывают штраф. Когда они идут на Триумфальную, то знают, что их уже ждут «космонавты», но каждый раз надеются, что будет по-другому.

31 марта все снова окажутся в автозаках. Но не насильно, а по доброй воле. Задорный флешмоб, экзотический перформанс. Сдайся в автозак — получи в Фейсбуке «лайк»! Приведи с собой 100 человек — и о тебе напишут блогеры. Оппозиционеры придумали новую акцию протеста. По креативности не уступающую затеям арт-группы «Война». Официальное название мероприятия — «DDoS-атака автозака». Люди выстроятся в очередь к дверцам милицейских автобусов и скорбной процессией пойдут сдаваться. Организаторы советуют прихватить с собой агитационные материалы, написать на плакатах лозунги политического содержания, замотаться белой лентой, надеть на голову танк из папье-маше, чтобы уж наверняка. Иначе в автозак могут не пустить.

Протестное движение превращается в субкультуру. Вчерашние хипстеры — в эмо, закомплексованных подростков, которые возвели свои переживания в ранг культа. Но эмо становятся не от хорошей жизни. Как правило, это неуверенные в себе дети, у которых нет бэкграунда родительской поддержки. Собственно, атаку автозаков придумали те же самые дети — ребята из движения «Прорыв». Которые с детской наивностью хотели взять Кремль в кольцо, взявшись за руки и «уволить Путина», но не получилось. Тогда они устроили «ночные бдения» под памятником Жукову. Всю ночь стояли на морозе с белыми цветами и воздушными шариками.

После резкого спада массовости протестов оппозиционеры стали говорить о допущенных ошибках, анализировать прошлые акции, чтобы понять, что именно пошло не так. То ли во всем виноват Немцов, который ночью пошел на поклон в мэрию, согласился на Болотную — и по пути соглашательства протест зашел в тупик. То ли купание Удальцова в фонтане напугало мирных несогласных — и они больше не пойдут на оппозиционные митинги. На акции 31 марта организаторы решили проверить обе теории. Устроить представление, которое должно бы привлечь креативных несогласных, а заодно посмотреть, готовы ли они лезть в автозаки. Заодно тех, кто не захочет участвовать в мероприятии, можно обвинить в трусости. Но дело не в том, что люди боятся, а в том, что не хотят принимать участия в бессмысленном и бесполезном шоу. Организаторов снова губит неспособность к анализу (если не считать, что это сознательный просчет).

Ведь популярность блогера-антикоррупционера Навального связана не столько с его занимательными идеями, сколько с реальной деятельностью. Политика может включать в себя элементы «фана», но в чистом виде он не имеет никакого отношения к борьбе за власть. Мэр одного латиноамериканского города во время своей избирательной кампании ходил по улицам в костюме супергероя, уместив внушительные телеса в желтое трико. Он победил соперников с огромным отрывом, одной из первых мер по улучшению городской среды стала замена дорожных регулировщиков на профессиональных актеров, которые, пританцовывая и развлекая водителей, следили за порядком на дорогах. Но за забавами скрывалась серьезная программа по реформированию социальной сферы, улучшению условий жизни стариков и сирот.

Не многие из тех, кто выходил на митинги, готовы вставать под дубинки или сидеть 15 суток. Это были выступления недовольных, которые сами не знали, как сформулировать, что именно их не устраивает. Но те, кто выступал с трибун, тем более не могли им в этом помочь, они испугались недовольной толпы гораздо сильнее, чем те, против кого выходили люди. И ни одна запись телефонных разговоров, заказная телепрограмма или крики о связях с госдепом не дискредитируют оппозиционеров больше, чем их собственные поступки и бегство от ответственности. Нельзя путать капитуляцию с жертвенностью. Как женщина, я могу пожалеть растерянных детей эмо, но я никогда не пойду за лидером, который сдается добровольно, да еще и в формате флешмоба.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру