От самоуправства — к самоуправлению

Москвичам нужна власть шаговой доступности

Москвичам нужна власть шаговой доступности

Сегодня органы местного самоуправления в Москве — что-то вроде товарищеских судов в СССР. То есть вроде как настоящий суд, но cудить может только хулиганов и пьяниц. Да и решениями могут быть «общественное порицание» или жалоба на работу — на большее прав нет. Так и у нас. Местные депутаты в столице отвечают за детский спорт, досуг, опеку. Все, что волнует горожан по-настоящему, — ЖКХ, образование, безопасность, потребительский рынок, миграция, транспортная проблема, — отдано управам и префектурам, на их самоуправство.

Строго говоря, единственной причиной, по которой муниципальная власть в Москве вообще существует, — это Европейская хартия о местном самоуправлении, подписанная Россией в 1996 году. Борису Ельцину хотелось быть принятым в приличных европейских домах, а потому появились мораторий на смертную казнь, возможность для граждан обращаться в Страсбургский суд — и пресловутая хартия. Но «недолго музыка играла», а точнее, не играла вообще: Юрий Лужков смог настоять на одной, но очень существенной поправке в Федеральный закон о местном самоуправлении. Это статья 79, которая фактически лишила муниципальных депутатов Москвы и Питера всех полномочий, оставив им самые незначимые, культурно-массовые.

Закон мотивирует ампутацию прав столичных муниципалов «необходимостью сохранения единства городского хозяйства». На пальцах столичными начальниками это объяснялось так: «вот смотрите, Ленинский проспект — он через пол-Москвы проходит, там с десяток муниципальных районов. Ну как же можно разбить его на 10 кусков, доверив обслуживание разным людям?» Следуя этой логике, Россия должна была стать унитарным государством: ведь как можно доверить трассу Е-95 шести разным субъектам Федерации? Все эти высосанные из пальца аргументы были нужны только для того, чтобы не допустить москвичей к реальным рычагам управления городом, к деньгам и власти.

Лишив муниципалитеты власти, их депутатам оставили фактически одно право: протестовать. Шуметь, кричать, негодовать. Одним словом — быть рупором класса «рассерженных горожан». Того самого, что громко заявил о себе в снежно-митинговом, задорном, злом декабре 2011-го.

Именно в этом декабре, который еще не оценен по достоинству ни нами, ни матерью-историей, началась избирательная кампания в муниципальные собрания Москвы. И многие из тех, кто сжимал в промерзших руках рукописные плакаты и скандировал обидные для кремлевских стен речевки, сумели собрать заковыристый набор документов для регистрации на выборах.

Вы думаете, просто стать кандидатом? В теории — да. Пара справок, три ксерокопии, несколько бланков. На практике же юристы избиркомов сумели сделать из закона кистень, которым размахивали над головами независимых кандидатов. Доходило до курьезного. Одной активной кандидатке в Хамовниках избирком предложил принести справку о том, что она — домохозяйка. Другой активистке забраковали якобы фальшивые подписи в ее поддержку, в том числе подпись ее родного отца. Одного из кандидатов попытались срочно отправить в армию... Наконец, сама партия власти решила отказаться от флага с медведем, ее кандидаты пошли как «независимые». В приступе медвежьей болезни стирались даже архивы партийных сайтов, чтобы пытливый избиратель не мог узнать, что директора школ, поликлиник и ДЕЗов — члены «Единой России».

Но, несмотря на все уловки, на выборах 4 марта 2012 года кандидатам от админресурса пришлось серьезно потесниться. Теперь четверть депутатского корпуса — представители думской и внепарламентской оппозиции, просто беспартийные граждане. Часть независимых и оппозиционных депутатов решила и дальше держаться вместе. Для этого было решено создать Совет муниципальных депутатов — сейчас он получает статус юрлица. Автор этих строк — один из учредителей совета, наряду с депутатами из Отрадного и Дорогомилова Михаилом Вельмакиным и Зоей Шаргатовой.

Наша цель — полновластное местное самоуправление в Москве. Мы — за радикальные перемены. Но «радикальные» в буквальном переводе с латыни означает «коренные», а не «быстрые».

Давеча наш все еще президент Медведев выдвинул обидный для любого гражданского активиста тезис: «Есть опасность того, что баллотироваться будут люди, абсолютно неподготовленные, — проходимцы, городские сумасшедшие, дурачки». В ответ Медведев получил массу шишек от оппозиционной общественности. А я вот как представитель той самой общественности вижу в словах Медведева здравый смысл. Я хорошо помню, как в самом конце 80-х на первых свободных выборах побеждали те, кто громче всех орал: «Долой диктатуру КПСС!» А затем эти прекраснодушные мечтатели, не владеющие ни управленческими навыками, ни элементарной политической культурой, без боя сдавали посты и мандаты альянсу коррупционеров и криминала.

Наступать на эти грабли мы не собираемся, для чего совместными усилиями разработали «Дорожную карту» развития местного самоуправления в Москве. Это подробный, пошаговый и очень осторожный план перехода к полноценному местному самоуправлению в столице, рассчитанный на 4 года. Документ этот — совсем не газетного формата, к тому же сейчас он «шлифуется» экспертами, поэтому остановимся на его главных вехах.

Первый год, 2012-й. Муниципальным собраниям возвращаются полномочия согласования застройки в районах, передаются функции контроля над проведением ремонтов, качеством товаров и услуг. Депутатам разрешается иметь помощников на общественных началах.

Второй год, 2013-й. Передается благоустройство территорий, законодательно увеличивается сумма поступлений от налогов. Запускается общегородской проект по обучению муниципалов полноценной работе с новыми полномочиями. Вместе с полномочиями — возрастает и ответственность. В частности, вводится в законодательство простой и прозрачный механизм отзыва муниципального депутата.

Третий год, 2014-й. Год выборов в Мосгордуму, между прочим. Широкая общественная дискуссия по административному устройству Москвы. Упразднение префектур с передачей их полномочий управам и муниципальной власти (вместе с кадрами и финансами). В первую очередь — в части строительства и ЖКХ.

Четвертый год, 2015-й. На протяжении года — постепенная передача местному самоуправлению (параллельно с обучением кадров) «социалки», здравоохранения, образования. К 1 января 2016-го — упразднение управ и досрочное назначение муниципальных выборов. Причем как депутатов, так и — прямым голосованием — глав районов.

Наверняка у читателей возник вопрос: а кто выиграет от реализации «Дорожной карты» по развитию местного самоуправления в Москве?

Ответ: практически все.

Во-первых, Сергей Собянин, мэр Москвы. Мэрия получает массовый институт квалифицированных кадров, напрямую ответственных перед избирателями. Это избавит городского голову от необходимости отвечать за каждую лужу.

Во-вторых, в выгоде депутаты, которые вместо декоративных функций получают полномочия, уравнивающие их с муниципалами остальной России.

В-третьих, самое главное, — москвичи. Мы с вами получаем депутатов шаговой доступности (из расчета один депутат на 5000 избирателей), которых можно не только просить, а с которых можно и нужно требовать.

Ну а кто будет недоволен реформой? Тоже все понятно.

В первую очередь — дельцы от ЖКХ. Сегодня, чтобы добиться качественного косметического ремонта, москвич должен написать жалобу в префектуру. Потом ее спустят в управу. Затем, при желании чиновников, которые от нас вообще никак не зависят и ничем нам не обязаны, она отправится коммунальщикам.

В предлагаемой нами схеме цепочка сокращается до одного звена: избиратель — ответственный перед ним депутат, который будет иметь рычаги контроля над всеми обслуживающими жилье конторами.

Попробуем взглянуть и чуть шире. Потенциал развития Москвы — не в унификации, а в разнообразии ее 125 районов. Древний Китай-город и юное Южное Бутово, вырезанная из Люберец Некрасовка и огромная, в полцентра, Пресня. Бывшие села — Куркино, Митино и съеденные Москвой города — Бабушкин (ныне — район Лосиноостровский), Солнцево... У каждого — свое лицо, свой характер.

По сути, это — 125 лиц нашего города. Лиц разных — молодых, старых, улыбчивых и не очень. Нам надо стремиться вырастить в многоэтажных сотах окраин свою среду, свою легенду, свой мир — марьинский-перовский-бутовский. Центральным районам — дать уют, вернуть зелень скверов, убрав ощущение бытия в пыльном офисе. Каждый из 125 кусочков нашего мегаполиса должен стать самостоятельным и полноценным, чтобы в ответ на вопрос «где живете?» мы отвечали бы не «метро „Петровско-Разумовская“, двадцать минут на автобусе», а с гордостью: «в Бескудникове!».

Но без подлинного, сильного местного самоуправления это невозможно. Предлагаемая нами «Дорожная карта» — это открытый для обсуждения всеми горожанами план его становления в одной из величайших столиц мира. А эту статью мы просим считать публичным предложением московскому правительству.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру