Страна получила премьера-гуманиста

Дмитрий Медведев обещал "не резать по живому"

Госдума одобрила кандидатуру экс-президента Дмитрия Медведева на должность главы правительства. «За» проголосовало 299 человек, «против» - 144. Обеспечить младшему по тандему поддержку конституционного большинства депутатов (минимум 300 голосов) кремлёвской администрации всё же не удалось.

Дмитрий Медведев обещал "не резать по живому"

«Господи, как же тут скучно! Вот на улице - жизнь!», - простонала одна из журналисток, которая перебрала адреналина, всю ночь наблюдая за событиями в районе станции метро «Китай-город». Действительно, сюрпризов от запланированного на вторую половину дня внеочередного заседания ждать не приходилось: заранее было известно, что фракции «ЕР» и ЛДПР г-на Медведева безоговорочно поддержат, а фракции КПРФ и «СР» - наверняка нет. Начавшиеся ещё 7 мая консультации соискателя кресла хозяина Белого дома с фракциями едва ли могли радикально изменить ситуацию. Единственная интрига заключалась в том, сколько справороссов в конечном итоге ослушается руководства партии и нажмёт кнопку «за».

Психологи советуют всегда начинать сложное дело с решения простых задач - для «затравки», а уж потом браться за то, что неприятно. Видимо, руководствуясь этим правилом, Дмитрий Анатольевич напоследок оставил КПРФ и «СР».

К коммунистам в как следует оцепленное здание на Охотном ряду он прибыл в 10 утра. За закрытыми дверями они просидели почти два часа. Выходя из зала, соратники Геннадия Зюганова говорили о том, что разговор был в целом благожелательный, кандидат в премьеры отвечал многословно, хотя и не всегда конкретно - таковы были общие впечатления. Спрашивали про сельское хозяйство, образование, снабжение льготников лекарствами, оборонку. После того, как во время недавнего отчёта ещё премьера Путина перед депутатами он вышел из себя и вступил в раздраженную перепалку с коммунистом Пономарёвым (тот считал, что в СССР с крупным рогатым скотом дело обстояло лучше, чем сейчас), сельскохозяйственные вопросы стали считаться неполиткорректными. Но и они были заданы, и г-н Медведев, признали депутаты, повёл себя дипломатично и благоразумно признал «наличие проблем с крупным рогатым скотом».

«Может ли кто-то из ваших не устоять и всё-таки нажать кнопку «за»?»- спрашивали журналисты руководство фракции. «Мне неизвестно ни одного случая, чтобы кто-то вчера или сегодня подходил и говорил, что у него есть проблемы такого рода»,- ответил координатор Сергей Решульский. Он, впрочем, не исключал, что у кого-то могут возникнуть технические проблемы с карточкой для электронного голосования - на этот случай коммунистов предупредили, чтобы не молчали и сразу фиксировали свою позицию. Г-н Решульский как в воду глядел: не участвовавшими в голосовании значатся двое членов фракции, Сергей Штогрин и Ваха Агаев. И если с первым всё ясно - у него просто не сработала карточка, то со вторым ясно не всё...

«Справедливая Россия» ещё до того, как пообщалась с кандидатом, приняла решение солидарно голосовать «против». Далось оно непросто. Сергей Миронов предупредил: «если есть такие, кто по тем или иным причинам не может подчиниться, лучше не приходите в зал заседаний!» Тем более что Устав фракции подобные вольности допускает... Ослушникам пригрозили жесткими мерами. Один из справороссов, Антон Беляков, рассказал «МК», что он предлагал сначала выслушать Дмитрия Медведева, и только если тот откажется «заключать с нами соглашение по некоторым принципиальным вопросам, отказывать в поддержке». Но, добавил депутат, он, «как человек дисциплинированный, подчинится решению фракции». И подчинился. По некоторым сведениям, к сотрудничеству с правительством призывала и глава Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, но партийная дисциплина и для неё оказалась не пустым звуком.

А вот Алексей Митрофанов не скрывал, что всё равно поступит так, как считает нужным, то есть нажмёт кнопку «за». И нажал... Любопытно, что с заседания фракции как чужой был удален Игорь Зотов (на его-то голос Кремль всегда мог рассчитывать - он уже заявил, что будет воссоздавать Партию пенсионеров).

Кадровые вопросы и вопросы структуры правительства, уверяли все участники бесед, не поднимались: «какой смысл? Ведь о коалиционном правительстве речи не идёт»...

То, что в Кремль окончательно вернулся старый хозяин, стало ясно с первых же минут заседания. Всем известно, что г-н Медведев - человек пунктуальный. А г-н Путин - совсем наоборот. На заседание они вместе опоздали почти на 15 минут. А депутаты покорно ждали.

Поднявшись на трибуну, президент представил своего избранника. По его словам, решение о том, что премьером будет именно Медведев, было принято «открыто, заблаговременно». «Мы ничего не меняли и не подтасовывали»,- заявил Владимир Путин. Кратко перечислив заслуги кандидата, он особо подчеркнул: «Дмитрий Анатольевич пытается увлечь общество идеей модернизации», и это породило «ряд ярких, живых проектов». Конкретизировать глава государства не стал.

Когда 4 года назад Госдума голосовала за премьера Путина, его 44-х минутная программная речь 35 раз прерывалась овациями. Почти каждую минуту. Премьер Медведев столь радостного энтузиазма не вызвал даже у единороссов: лишь 10 раз за 47 минут удалось ему сорвать аплодисменты. Причем один из них - ответ на поздравление с Днем Победы, один - благодарность за высказанное намерение сотрудничать со всеми политическими силами в парламенте, и один - радость по поводу грядущей отмены закона о госзакупках (его должен заменить внесенный на днях в Госдуму закон о Федеральной контрактной системе)... Возможно, дело в том, что речь кандидата состояла из уже набивших даже депутатам оскомину перечислений успехов, достигнутых за последние годы и весьма неконкретных заявлений о намерениях. Улучшение делового климата, совершенствование налоговой системы, новый Бюджетный кодекс, увеличение расходов на перевооружение армии, завершение работы по обеспечению жильем ветеранов, использование части нефтяных сверхдоходов на инфраструктурные проекты... Особенно неконкретным становился выступающий, когда речь заходила о социальных проблемах и культуре.

Отвечать на вопросы г-н Медведев решил с трибуны, хотя спикер Нарышкин предложил сесть в президиум. «Здесь драйва побольше»,- сказал кандидат. Сразу двое (коммунист Арефьев и единоросс Аршба) спросили про возможные негативные последствия вступления России в ВТО. «Мы добились серьезных уступок и по срокам, и по тарифам», - заверил экс-президент, а отложить на год-два окончательное оформление итога переговоров, как предлагает КПРФ, не получится, потому что правила этой организации таковы: если в течение полугода не ратифицируешь соглашение - всё, начинай сначала.

Самый социально значимый вопрос задала, пожалуй, Оксана Дмитриева («СР»). Она поинтересовалась позицией будущего главы кабмина по поводу повышения пенсионного возраста, сохранения накопительной части пенсий и других проблем российской пенсионной системы. «Резать по живому не будем,- пообещал г-н Медведев. - Мы должны найти предельно оптимальный вариант решения», чтобы и «граждан не обидеть, и не разбалансировать окончательно пенсионную систему». Понимать эти слова можно было как угодно.

Почти все выступления представителей фракций оказались на редкость невыразительными. Геннадий Зюганов, напомнив, что Дмитрий Медведев - 12-ый премьер, за которого голосует Госдума, кратко изложил бесславную, как выходило, историю деятельности его предшественников. Добрым словом было помянуто лишь коалиционное «правительство Примакова - Маслюкова - Геращенко» (в нем участвовали коммунисты). Особой критике удостоился медведевский проект «Большой Москвы»: «жутким Вавилоном» назвал его лидер КПРФ. Досталось и «фурсенковскому проекту нового закона об образовании»: «Чушь полная!». Одного только не сказал лидер КПРФ: как же его фракция собирается голосовать, и почему именно так.

Владимир Жириновский развеселил зал, поставив главному коммунисту на вид за то, что тот будто бы «пил чужой чай» (то есть чай г-на Медведева). «Мы одна семья, пьем из одного чайника», - добродушно продолжил лидер ЛДПР, и призвал «работать в положительном формате», поддержав нового премьера. «Мы же на свадьбе не говорим, что невеста плохая или жених плохой. Пусть поживут полгодика, - уговаривал он депутатов. - В конце концов человек ещё вчера был главой государства»...

О «100% поддержке» выбора Владимира Путина заявил и лидер «ЕР» Андрей Воробьев.

Лишь выступавший от имени «СР» вице-спикер Николай Левичев попытался объяснить, почему эта фракция голосует против. «В 2008 году вы, Дмитрий Анатольевич, объявили о плане четырех «И» - институты, инновации, инфраструктура и инвестиции. Но в последующие 4 года они так и не стали основой экономического развития страны. Зато в полной мере проявило себя пятое «И» - имитация. Имитация всех реформ»,- заявил он. Печальный ряд замыкает закон о выборах губернаторов. Ещё одна причина, мешающая справороссам нажать кнопку «за», как следовало из слов вице-спикера, - идеологическая непоследовательность экс-президента. Мол, все его считали либералом, а он, решив вступить в «Единую Россию», признался, что вообще-то консерватор. Францию вспомнил справоросс, где борьба между двумя кандидатами на пост президента была чисто идеологической, и закончил: «Мы против кандидата от партии, которую мы считаем своим политическим и идеологичесим противником!».

В зале послышались крики «позор!», кто-то громко затопал.

Голосование показало, что пятеро справороссов вообще не участвовали в голосовании. Ещё пятеро (Алексей Митрофанов, Джамаладин Гасанов, Игорь Зотов, Николай Лакутин и Леонид Левин) всё-таки переступили через решение фракции, добавив голоса «за». В разговоре с корреспондентом «МК» Николай Левичев объяснил, что все эти депутаты, кроме г-на Митрофанова - не члены партии, и применить к ним такое наказание, как исключение, не получится. Можно, конечно, исключить из фракции (тогда попавший под раздачу становится независимым ни от кого, но вступить в другую фракцию не сможет под угрозой лишиться мандата). В истории Думы такого ещё не случалось. Сам вице-спикер «не склонен к скоропалительным оценкам», и хотел бы «сначала посмотреть в глаза нарушившим решение фракции и выслушать объяснения». «Мы знали, что с ними ведётся индивидуальная работа»,- признал он.

Обычно в конце такого рода мероприятий кандидат получает право ответить на упреки и замечания, прозвучавшие в выступлениях. Дмитрий Медведев почему-то делать этого не стал. «Сначала хотел прокомментировать некоторые моменты, но потом решил, что это - негуманно», - отшутился он, и ещё раз пообещал конструктивное сотрудничество всем, даже «Справедливой России». Зато президент Путин счёл, что без ответа отдельные выпады оппозиции оставлять не следует. Вместо своего избранника он прочитал уже притомившемуся залу почти получасовую лекцию - и про ВТО, и про идеологические партии, и про электронную промышленность, и про таможенные тарифы, и про геологоразведку, и про кризис... Оказалось, что экс-премьер внимательно фиксировал все критические выпады в адрес власти.

Мастер-класс удался. Зал с удовольствием хлопал в ладоши: выступал человек, который не привык, чтобы последнее слово оставалось за кем-то другим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру