Что важнее: свобода или безопасность?

В Америке никто не рассматривает такую дилемму

В Америке никто не рассматривает такую дилемму

Когда людям не хватает свободы, они выходят на улицы и протестуют. Так происходит сейчас в России. Когда свобода хлещет через край и бьет по безопасности граждан, они тоже начинают протестовать. Это сегодня можно наблюдать в Америке.

После трагедии в Коннектикуте, которая унесла жизни 20 детей, не считая взрослых, по всей стране звучат призывы к федеральной власти — ограничить оружейный беспредел. Призывает мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Призывает бывший мэр Сан-Франциско, ныне сенатор-демократ от Калифорнии Дайанн Файнстайн. Призывает отец одного из спасенных учителями школы в Ньютауне детей, выходец из СССР Андрей Никитчук: «Учительница спасла жизнь моего ребенка... Теперь пора поговорить о том, как спасти жизни других людей. Пора начать разговор о контроле над оружием!» Общественное мнение бурлит, и в ответ на это президент Обама собирается внести в конгресс законопроект об ужесточении правил продажи и владения оружием.

Но в Америке найдется энное количество миллионов людей, которые не считают, что надо что-то менять. Например, губернатор Техаса Рик Перри говорит, что пусть, мол, учителя и школьные администраторы носят скрытое оружие — так оно будет «безопаснее». И когда он это говорит, его земляки, жители одного из самых вооруженных штатов США, ему аплодируют. Мы, свободные граждане свободной страны, сами можем защитить свою свободу!

Но, конечно, не все в Америке любят оружие. Владельцы огнестрельного оружия — а они составляют примерно 40% населения — чаще живут в сельской местности, имеют тенденцию не быть высокообразованными и придерживаться правоконсервативных взглядов. Но стволов на руках у населения уж очень много — аж под 300 миллионов, в среднем почти по одному на каждого жителя страны, включая младенцев.

Одержимость американцев оружием стала притчей во языцех, и наиболее умные из них сами о себе придумали такую шутку: «Кто такой канадец? Это американец, у которого нет оружия, зато есть медицинская страховка». (США — единственная страна Запада, где нет всеобщего государственного медицинского страхования.)

Исторически эту одержимость можно понять: предки сегодняшних американцев осваивали огромный континент, ведя борьбу за выживание в окружении недружественных аборигенов и дикого зверья — без оружия было не обойтись. Поддержание общественного порядка было делом самих граждан — не было ни регулярной армии, ни полиции. Было гражданское ополчение. Оружие и ополчение увязала друг с другом Вторая поправка к Конституции США, принятая в 1791 году, которая гласит, что, поскольку для безопасности государства нужно дееспособное ополчение, «не должно нарушаться право людей иметь и носить оружие».

На дворе другие времена — безопасность обеспечивают армия, национальная гвардия, полиция и еще десятка два силовых ведомств. Спать с кольтом под подушкой давно неактуально. И тем не менее: обитатели глубинки, где нет развлечений, кроме молельного дома и стрельбища, кричат, чтобы им оставили их пистолеты, винтовки, автоматы и даже пулеметы, а заодно их деньги, с которых они не хотят платить государству налоги.

Государство — к черту! Таков менталитет этих людей, которых десятки миллионов, особенно на американском Юге и Западе.

В Техасе учителя с пистолетами, о которых говорил губернатор Перри, уже «имеют место быть». Этот вопрос там отдан на откуп школьным округам, и некоторые из них разрешают педагогам и прочему персоналу приходить вооруженными в школу. Но оружие, как известно, обязательно стреляет, и не всегда во имя благих целей. Те же учителя порой открывают огонь, мстя за увольнение.

В 1966-м в Техасе маньяк по имени Чарльз Уитмэн поднялся на обзорную площадку колокольни, расположенной на территории университета в Остине, и открыл огонь из винтовки. Он отправил на тот свет 16 человек, прежде чем погиб от полицейской пули.

И в том же Техасе, в городе Ларедо, год назад произошел такой случай. Мать-одиночка, жившая с двумя детьми в 11-метровой клетушке в трейлер-парке (так называют бедняцкие поселения из вагончиков), пришла в местное отделение департамента здравоохранения и соцобеспечения. Пришла со своими детьми, 12-летней девочкой и 10-летним мальчиком, чтобы оформить продовольственные талоны. Ей отказали, причем уже в третий раз. Женщина вытащила пистолет и стала угрожать, что застрелит или чиновника, или своих детей. Из офиса эвакуировали всех людей, после чего в течение нескольких часов полиция вела с разъяренной мамашей телефонные переговоры. В полночь она оборвала очередной сеанс связи, и оцепивший здание спецназ услышал три выстрела. Ворвавшись в офис, спецназовцы увидели, что мать покончила с собой, застрелив до этого детей.

«Каждый день в Америке 32 семьи теряют своих родных в результате убийств с применением огнестрельного оружия» — говорится в обращении «Кампании Брэйди» (движение за контроль над оружием, названное в честь пресс-секретаря Рональда Рейгана, который попал под шальную пулю во время покушения на президента в 1981 г. и с тех пор прикован к инвалидному креслу). Стреляют везде — и в «свободных», и в «строгих» штатах.

Различия в законах штатов очень велики, но нельзя же всерьез воспринимать запрет на транспортировку оружия через их «границы». В криминогенных районах Нью-Йорка стреляют ежедневно, и, как не устает повторять мэр Блумберг, почти всегда в ход идет оружие, привезенное из других штатов, — в штате Нью-Йорк законы строгие, но это никому не мешает. То же самое происходит в соседнем «очень строгом» штате Нью-Джерси: преступники из города Кэмден, который занимает второе место в США по уровню преступности, плевать хотели на оружейные запреты штата, людей убивают каждую ночь.

Вместе с уголовниками на региональные запреты плюют и психопаты — купить оружие для них не проблема. В Америке никак не ограничена вторичная продажа оружия — владелец пистолета или автомата имеет право продать ствол тому, кому посчитает нужным, без всяких формальностей.

Говоря об опасных для окружающих психопатах, нельзя не вспомнить, что их «вольный выпас» вредит безопасности нормальных граждан и в России, так что нашим властям стоит над этим подумать параллельно с думами на тему оружия. А американским законодателям подумать давно пора: в США почти не осталось психиатрических стационаров — их позакрывали еще в 70–80-е годы. Тогда появились новые высокоэффективные препараты, и психов стали лечить амбулаторно: вот тебе таблетки, иди, принимай регулярно...

Как же, разбежались! Вот лишь один пример того, к чему это приводит. В 2007 году учинил кровавую резню студент Политехнического университета Вирджинии, которого ранее неоднократно признавали ненормальным, — судья даже предписал ему психиатрическое лечение. Но не принудительное — Америка же свободная страна! Психи, однако, имеют тенденцию игнорировать предписания без принуждения: вместо лечения они идут в оружейный магазин. Итог — 32 убитых и 17 раненых.

Призывы сегодня звучат разные — от робкого восстановления запрета на продажу автоматического оружия с магазином, вмещающим более 10 зарядов (он действовал с 1994 по 2004 год, но не был продлен конгрессом), до полного или почти полного запрета на владение любым оружием, для чего необходимо пересмотреть Вторую поправку к Конституции. Наиболее радикальные сторонники жесткого запрета приводят в пример Японию, где оружия нет практически ни у кого, кроме тех, кому оно полагается по долгу службы. Нет оружия — нет убийств: в 2008 году, когда в Америке от огнестрельного оружия погибло 12 тысяч человек, в Японии количество убитых составило 11.

Над японским примером надо думать и российским законодателям. Хотя россияне лишены американской свободы владеть короткоствольным оружием, т.е. боевыми пистолетами, в России можно свободно купить Colt AR-15 (версия американского автомата М-16) и «Сайгу» (на базе «Калашникова»). Штаты сейчас штурмовое оружие, похоже, снова запретят, а вот у нас пока к этому дело не идет.

Пока неясно, как будет ограничена оружейная свобода в США. Но в любом случае трагедии, подобные ньютаунской, не будут использованы властями в качестве повода для какого-либо ограничения гражданских свобод, как это было у нас после Беслана с отменой губернаторских выборов.

В США помнят изречение одного из отцов-основателей Америки Бенджамина Франклина, который сказал: «Те, кто жертвует свободой ради безопасности, не заслуживают ни того, ни другого».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру