Минобороны придралось к спутнику?

Систему ГЛОНАСС могут не принять в эксплуатацию в этом году

Дебаты по поводу внедрения отечественной навигационной группировки ГЛОНАСС развязались в верхних эшелонах власти. Не успели утихнуть страсти по поводу увольнения генерального конструктора группировки, как вдруг — новый поворот: государство не торопится принимать в эксплуатацию ГЛОНАСС, хотя собиралось сделать это к концу 2012 года. Все карты неожиданно спутал спутник ГЛОНАСС-М, вышедший из строя 22 ноября. В итоге на орбите в числе используемых по назначению осталось только 23 спутника.

Систему ГЛОНАСС могут не принять в эксплуатацию в этом году

Как сообщил «МК» источник в Космических войсках, официального решения об отказе принимать группировку нет, просто военачальники ждут, когда Роскосмос доведет количество спутников до обещанных 24-х. «Страшного ничего нет. Если бы вы заказали пиджак, заплатив за него деньги, а его вам выдали без одной пуговицы, обещая пришить потом, вы стали бы его принимать?» — так образно разъяснили ситуацию военные.

Действительно, с одной стороны, страшного ничего нет. Старенький ГЛОНАСС-М, выведенный на орбиту еще в 2004 году, вышел из строя в плановом порядке. «Это он еще долго проработал, ведь срок жизни спутников этой серии не превышает пяти лет», — пояснили нам в космическом ведомстве. Так можно же было перевести на его место другой, из числа резервных? Ведь таких космических аппаратов (КА) на орбите сейчас целых три штуки. Однако выяснилось, что заменить «умерший» КА ни один из них не в состоянии по техническим причинам. Запуск нового планируется только в январе 2013 года, да и то это будет спутник ГЛОНАСС-К, которому еще некоторое время предстоит проходить летные испытания.

Получается, что быстро заменить «пуговицу», не нарушив запланированных сроков ввода системы в эксплуатацию, не получится. А между тем с 1 января должны вступить в силу нормативы по использованию ГЛОНАСС на транспорте. Значит, и транспортники могут помахать ручкой Роскосмосу, отложив внедрение отечественных навигационных услуг на неопределенный срок. В итоге столь успешно стартовавшая система (напомню, что она была собрана и введена в опытную эксплуатацию еще в конце 2011 года) может благополучно загнуться. И все из-за упрямства некоторых должностных лиц.

Да, пиджак без одной пуговицы не покупают. Но в данном случае речь идет о ракетно-космической сфере, в которой всегда есть риск потери спутников. А еще о том, что очень важно сейчас запустить рынок космических услуг в России на базе нашей группировки ГЛОНАСС, чтобы на автобусах стояли отечественные навигаторы. Как сообщили «МК» на предприятии космической отрасли, имеющихся 23 спутников вполне хватит для полноценного сигнала.

Но тут всплывает другая странная история. Ведь проблему «неожиданно» вышедшего из строя спутника вполне можно было предвидеть. А получилось, что единственный дублер, который мог бы заменить погибший старый спутник, был выведен из группировки в сентябре этого года с формулировкой: «на исследование главного конструктора» (имеется в виду глава ИСС им. Решетнева Николай Тестоедов). Получается, что дублер «сдох» раньше «основного игрока».

Причину столь неожиданных проколов в работе спутников многие видят в тайваньских микросхемах. В 2008 году, когда началась война в Южной Осетии, нам надо было форсировать создание собственной группировки. Но поскольку американцы отказались продавать России радиационно стойкие микросхемы класса space, Роскосмосу и Минобороны пришлось закупать более дешевые комплектующие в Тайване. Они-то скорей всего и приводят к многочисленным поломкам.

Спасти ситуацию мог также запуск на орбиту еще летом трех новых аппаратов ГЛОНАСС-М. По плану они должны были стартовать в июле этого года. Однако летом все 24 КА работали исправно, и руководство Роскосмоса решило не подстраховываться. В итоге необходимая стране система ГЛОНАСС может просто быть разрушена из-за обычной русской привычки во всем полагаться на авось да из-за неумения чиновников договариваться между собой на благо общего дела? Американской GPS это точно будет на руку.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру