Стыдливое правительство

Злоба дня

Злоба дня

Свершилось! Правительство РФ 25 января прислало в Госдуму официальный отзыв на законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих.

Не прошло, как говорится, и полгода: по закону отзыв на внесенную в парламент 26 сентября инициативу должен был быть направлен из Белого дома на Охотный Ряд в самом конце октября. Но и к середине ноября, когда скандальная тема обсуждалась на заседании Совета по правам человека при президенте и глава государства посоветовал депутатам «не торопиться» и сначала детальнейшим образом обсудить все формулировки, ни отзыва правительства, ни отзыва Верховного суда (а без него вообще нельзя рассматривать законопроекты о внесении изменений в Уголовный кодекс) в Госдуме не появилось...

Что ж, бывает. Причем особенно часто бывает в тех случаях, когда структуры, обязанные сформулировать свое мнение, ждут, пока свое мнение сформулирует Сам — Сами-Знаете-Кто.

Но вернемся к замечательному во многих отношениях тексту письма за подписью вице-премьера Владислава Суркова, наконец добравшемуся до Госдумы. А для начала вспомним, что же предлагает законопроект, который появился на гребне кампании по защите православия от недругов, начавшейся по ходу дела Pussy Riot...

Депутаты из всех фракций предложили дополнить Уголовный кодекс новой статьей с многообещающим названием «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний».

За «публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан» первая часть этой статьи обещает штраф до 300 тыс. руб. или обязательные работы на срок до 200  часов, а в особо тяжких случаях даже лишение свободы на срок до 3 лет.

Вторая же часть за «осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний... а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест)» предлагает штрафовать на 100—500 тыс. руб., а сажать — на срок до 5 лет.

«В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона», — сообщается в отзыве. А потом перечисляются претензии к тексту. Во-первых, то, за что предлагается наказывать по новой статье, «в ряде случаев обладает признаками хулиганства, ответственность за которое установлена статьей 213 УК РФ». А ответственность за осквернение объектов и предметов религиозного почитания, мест, предназначенных для богослужений, религиозных обрядов и церемоний уже «установлена статьями 214, 243 и 244 УК РФ». (Упомянутые статьи называются «Вандализм», «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры», «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».)

Значит, новая статья УК, по мнению правительства, не нужна?

Значит, не нужна. Чтобы «устранить конкуренцию указанных уголовно-правовых норм», говорится далее в заключении, можно просто дополнить уже действующие статьи УК новыми, отягчающими вину квалифицирующими признаками и установить за эти деяния более строгие наказания.

«Кроме того, действующим законодательством содержащиеся в законопроекте понятия «мировоззренческая символика» и «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», не определены», — осторожно намекает правительство. В переводе с юридическо-бюрократического на русский это означает: пользоваться такими формулировками в судебной практике невозможно.

«Правительство Российской Федерации предлагает учесть высказанные замечания в ходе дальнейшей доработки законопроекта». Точка.

А где же обычные в такого рода документах слова «правительство поддерживает законопроект при условии его доработки»? Или «правительство поддерживает концепцию законопроекта, но считает необходимым внести в него изменения»?

Хотя вообще-то с такого рода серьезными замечаниями следовало ожидать убийственной фразы «правительство не поддерживает»...

Получается, правительство стыдливо так, как бы не поддерживает? Или, наоборот, стыдливо так, как бы поддерживает?

Как хотите, так и понимайте. Принципиальная позиция, ничего не скажешь...

Верховный суд в своем отзыве, высказав немало замечаний, все же был определеннее: «Учитывая значимость для безопасности государства сохранения межрелигиозного мира, опасность деяний, направленных на нарушение баланса интересов различных религиозных объединений, представленный законопроект Верховным судом Российской Федерации в целом поддерживается».

Хотя и ВС говорит о том, что «указанные социальные ценности» уже защищаются действующими статьями УК 213 и 214 («Хулиганство» и «Вандализм»). А перечень терминов, которым нет правовых определений и по которым каждый раз судам придется ждать экспертных заключений специалистов-философов или религиоведов, дополняется такими, как «богослужение» и «религиозные обряды»...

Один вывод можно сделать наверняка: правительству затея депутатов не нравится больше, чем Верховному суду.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру