Что будет, если высокие чиновники возьмут, да и предпочтут собственность за рубежом госслужбе? Кто тогда будет управлять страной? Об этом говорили эксперты на круглом столе в Фонде развития гражданского общества.
Цель законопроекта изложил проректор Российского экономического университета Сергей Марков: «Если наш чиновник держит деньги на Западе – это гарантирует его лояльность Западу, что очень важно их спецслужбам. Они получают информацию и возможность влиять на происходящее в России. Путин просто предлагает выбрать: либо лояльность одна, вы здесь душой и телом, и дети ваши здесь, и жена, и любовница, либо уходи из власти и спокойно продолжай заниматься бизнесом».
«Гуманная миссия этого закона в том, что Путин хочет защитить российских руководителей, - продолжает член президентского совета по правам человека (СПЧ) Леонид Поляков. – После принятия «закона Магнитского» любой из них может потерять все, что имеет в Америке. А примеру США хотят последовать и в Европе. И «закон о национализации элит» просто защищает нашу элиту от посягательств».
«МК» задал экспертам вопрос: «А что будет, если все сведущие в экономике и бизнесе люди покинут российскую власть, предпочтя своя деньги, нажитые непосильным трудом»?
«Если людей, которые считают, что российской экономикой можно управлять из-за рубежа станет меньше – я буду только рад», - ответил директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев.
А у члена СПЧ Максим Шевченко другие предчувствия: «Совет Федерации опустеет. Политическая элита поменяется очень серьезно. Возникнет острый дефицит кадров». По его мнению, выбирая замену старым кадрам из не очень образованных людей, нужно исходить из патриотичности кандидатов: «Хочешь ты быть похороненным на Родине или нет. Это главный критерий».
«Закон все равно не будет работать, - успокоил публицист Сергей Доренко. – Наша элита устроена так. Высшая каста живет в Лондоне и работает в Москве вахтовым методом. Каста похуже сидит в Москве и работает вахтовым методом в регионах. И пока будет так – она найдет возможность уклониться от предложенного законом выбора».
«Путин и его закон слишком добрый, мягкий, - считает журналист Михаил Леонтьев. - Он не запрещает в принципе гражданину России иметь деньги за рубежом. Если чиновника на этом поймают – ничего ему не грозит, кроме увольнения. Я бы сделал по-другому, но это привело бы к изменению общественного строя».
А вот в Британии такого закона нет. «Кандидат в британский парламент может хранить деньги где угодно, хоть в России, - говорит Валерий Фадеев. – Но общественное мнение его осудит даже за счет в Швейцарии и он после этого никогда не станет депутатом».