Оппозиции на выборах поставили блок. Новым законопроектом Путина

Какие подводные камни содержит обновленная система формирования Госдумы

01.03.2013 в 17:30, просмотров: 8449

1 марта Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о новых правилах выборах этой самой Думы. Медведевский законопроект на ту же тему из нижней палаты отозван.

Оппозиции на выборах поставили блок. Новым законопроектом Путина
фото: Алексей Меринов
Рисунок Алексея Меринова

Назвать новые правила «хорошо забытыми старыми» можно лишь с большой натяжкой. Да, возвращается действовавшая до 2005 года смешанная система, и половина депутатов будет выбираться по партспискам, а половина - по одномандатным округам. Но запрет на создание партийных блоков вкупе с другими заложенными в законопроекте милыми штучками и фокусами позволят на дальних подступах успешно отбить все попытки оппозиции составить серьезную конкуренцию партии власти в парламенте.

В Послании Федеральному Собранию Владимир Путин сказал про смешанную систему выборов: «Согласен, давайте вернемся». И вот в Госдуму пришел написанный в ЦИКе и доработанный в Администрации президента документ. Одновременно г-н Путин одним росчерком пера решил проблему «что делать с законопроектом о выборах Думы, который предусматривал ту же пропорциональную систему партийных выборов, но вид сбоку, и был внесен от президентом Медведевым весной 2012 года». Про него на год как будто забыли. Теперь «медведевский» вариант отозван, и вместо него внесен «путинский.

Итак, 225 депутатов пройдут в Думу по партспискам, 225 - по одномандатным округам. Порог явки не устанавливается. Графы «против всех» по-прежнему не будет, и любителям протестного голосования опять придется выбирать из предложенных зол наименьшее.

Одномандатные округа будут нарезать раз в 10 лет, руководствуясь нехитрыми правилами: общее число избирателей в стране (сейчас около 109 млн.) делится на 225, узнается «единая норма представительства» (сейчас - около 480 тыс. человек), а потом число избирателей в каждом регионе делится на эту норму, и получается число округов на территории субъекта. Если регион малонаселенный - все равно один округ он получит. Участвовать в выборах по одномандатным округам смогут как выдвиженцы партий, так и самовыдвиженцы. Но если партийные от сбора подписей освобождены, то самовыдвиженцам придется заручиться поддержкой не менее 0,5% избирателей округа (при нормативных 480 тыс. собрать придется 2400 подписи). Проверит избирком не менее 20% автографов, а отказ в регистрации грозит при выбраковке 5% и более от числа проверенных.

Самовыдвиженец «вправе» указать в документах, поданных на регистрацию, свою партийную принадлежность, а «вправе» и не указать. Такой способ провести как бы независимого депутата от партии власти в регионах, где сама эта партия непопулярна, давно и успешно опробован на региональных и муниципальных выборах... Победителем в округе станет набравший относительное большинство голосов.

Для партсписков проходной барьер установлен в 5%. Почему-то некоторые СМИ и эксперты называют это «снижением» - мол, сейчас 7%. Но на самом деле барьер стал 5%-ым уже с 1 января 2013 года: несколько лет назад по инициативе президента Медведева был принят соответствующий закон.

В партсписке должно быть не менее 200 и не более 300 кандидатов, и не менее 35 региональных групп. Общефедеральная часть списка, которую обычно возглавляет лидер партии - не больше 10 человек.

фото: Наталия Губернаторова

В Послании Федеральному собранию Владимир Путин подарил надежду на то, что вместе с разнузданным по сравнению с прежними жесткими требованиями либерализмом при регистрации партий, который привел к резкому росту их числа, в практику вернется такой естественный способ постепенного укрупнения общественно-политических сил, как блокирование. «Давайте подумаем над этим вопросом»,- сказал он. Подумали. И решили: блоков не надо. И это несмотря на то, что многочисленные публичные обсуждения этой темы, проведенные в последние месяцы, показали: за разрешение блокироваться в том или ином виде выступает подавляющее большинство политиков! В крайнем случае предлагалась такая альтернатива: блоки запрещены, но тогда барьер резко снижен до 2-3%, или вообще снят...

Более того: партиям, выдвигающим свои списки, запрещено включать в них членов других партий. Можно только беспартийных (до 50% от общего числа кандидатов в списке) или «своих». Значит, на планах создать сильный список условных «демократов» на базе «Яблока», Республиканской партии - ПАРНАС и - чем черт не шутит! - «Гражданской платформы», который мог бы всерьез побороться за создание сильной фракции в Госдуме, и на других такого рода планах надо ставить жирный крест: едва ли серьезный политик ради попадания в список другой партии окажется готов выйти из своей.

А еще партиям запрещено включать в список своих кандидатов в одномандатных округах членов других партий...

Никаких «приставных кресел» (одного-двух мандатов для организаций, набравших чуть менее 5%), не предусмотрено. Шанс поучаствовать в распределении мандатов появляется у крепеньких аутсайдеров лишь в том случае, если все перескочившие барьер наберут меньше 50% голосов участвовавших в выборах. Или если барьер перейдет лишь одна партия, набрав больше 50% голосов - тогда «подтянут» в парламент вторую.

Если партий, выдвинувших федеральный список, окажется более 20, а число кандидатов-одномандатников в округе - больше 30, законопроект предусматривает изготовление бюллетеней в виде брошюр, а не привычных «простынок».

Как обеспечить равное право на бесплатный эфир в условиях буйной многопартийности? Норма остается прежней: не менее 1 часа в период предвыборной агитации, который длится месяц, на каждую организацию, выдвинувшую федеральный список, на общероссийских гостелеканалах и радио. И не менее получаса на партию и получаса - на каждого одномандатника на региональных государственных электронных СМИ. 30-40 часов эфирного времени в месяц в прайм-тайм: такой может оказаться цена вопроса при большом количестве участников кампании.

От дебатов по-прежнему можно будет отказаться и кандидату, и партии: единственная новация - штраф «отказникам». Их эфирное время в этой конкретной передаче отойдет конкурентам.

На избирательных участках будет людно, но возможности отдельной партии и отдельного кандидата что-то проконтролировать сужаются. Все они смогут направить по несколько наблюдателей на участок, но одновременно в помещении сможет находится только один представитель от каждого участника выборов. А Интернет-трансляция процесса голосования лишь разрешается, но не является обязательной. И «паровозы» - излюбленный властями способ запудривания мозгов избирателям - никуда не делись! Все прошедшие в Думу по спискам партий граждане смогут в 5-дневный срок отказаться от депутатского кресла, сохранив возможность занять его в будущем.

«Разделяй и властвуй» - этим вечнозеленым и веками не отмененным принципом руководствовались разработчики законопроекта. Все годами наработанные и доказавшие свою эффективность способы контроля над политическим процессом собраны в одном, так сказать, флаконе.

Законопроект должен вступить в силу с 1 января 2014 года. А следующие парламентские выборы должны состояться в 2016 году - если, конечно, президент не распустит Думу раньше.