Оппозиции на выборах поставили блок. Новым законопроектом Путина

Какие подводные камни содержит обновленная система формирования Госдумы

01.03.2013 в 17:30, просмотров: 8481

1 марта Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о новых правилах выборах этой самой Думы. Медведевский законопроект на ту же тему из нижней палаты отозван.

Оппозиции на выборах поставили блок. Новым законопроектом Путина
Рисунок Алексея Меринова

Назвать новые правила «хорошо забытыми старыми» можно лишь с большой натяжкой. Да, возвращается действовавшая до 2005 года смешанная система, и половина депутатов будет выбираться по партспискам, а половина - по одномандатным округам. Но запрет на создание партийных блоков вкупе с другими заложенными в законопроекте милыми штучками и фокусами позволят на дальних подступах успешно отбить все попытки оппозиции составить серьезную конкуренцию партии власти в парламенте.

В Послании Федеральному Собранию Владимир Путин сказал про смешанную систему выборов: «Согласен, давайте вернемся». И вот в Госдуму пришел написанный в ЦИКе и доработанный в Администрации президента документ. Одновременно г-н Путин одним росчерком пера решил проблему «что делать с законопроектом о выборах Думы, который предусматривал ту же пропорциональную систему партийных выборов, но вид сбоку, и был внесен от президентом Медведевым весной 2012 года». Про него на год как будто забыли. Теперь «медведевский» вариант отозван, и вместо него внесен «путинский.

Итак, 225 депутатов пройдут в Думу по партспискам, 225 - по одномандатным округам. Порог явки не устанавливается. Графы «против всех» по-прежнему не будет, и любителям протестного голосования опять придется выбирать из предложенных зол наименьшее.

Одномандатные округа будут нарезать раз в 10 лет, руководствуясь нехитрыми правилами: общее число избирателей в стране (сейчас около 109 млн.) делится на 225, узнается «единая норма представительства» (сейчас - около 480 тыс. человек), а потом число избирателей в каждом регионе делится на эту норму, и получается число округов на территории субъекта. Если регион малонаселенный - все равно один округ он получит. Участвовать в выборах по одномандатным округам смогут как выдвиженцы партий, так и самовыдвиженцы. Но если партийные от сбора подписей освобождены, то самовыдвиженцам придется заручиться поддержкой не менее 0,5% избирателей округа (при нормативных 480 тыс. собрать придется 2400 подписи). Проверит избирком не менее 20% автографов, а отказ в регистрации грозит при выбраковке 5% и более от числа проверенных.

Самовыдвиженец «вправе» указать в документах, поданных на регистрацию, свою партийную принадлежность, а «вправе» и не указать. Такой способ провести как бы независимого депутата от партии власти в регионах, где сама эта партия непопулярна, давно и успешно опробован на региональных и муниципальных выборах... Победителем в округе станет набравший относительное большинство голосов.

Для партсписков проходной барьер установлен в 5%. Почему-то некоторые СМИ и эксперты называют это «снижением» - мол, сейчас 7%. Но на самом деле барьер стал 5%-ым уже с 1 января 2013 года: несколько лет назад по инициативе президента Медведева был принят соответствующий закон.

В партсписке должно быть не менее 200 и не более 300 кандидатов, и не менее 35 региональных групп. Общефедеральная часть списка, которую обычно возглавляет лидер партии - не больше 10 человек.

фото: Наталия Губернаторова

В Послании Федеральному собранию Владимир Путин подарил надежду на то, что вместе с разнузданным по сравнению с прежними жесткими требованиями либерализмом при регистрации партий, который привел к резкому росту их числа, в практику вернется такой естественный способ постепенного укрупнения общественно-политических сил, как блокирование. «Давайте подумаем над этим вопросом»,- сказал он. Подумали. И решили: блоков не надо. И это несмотря на то, что многочисленные публичные обсуждения этой темы, проведенные в последние месяцы, показали: за разрешение блокироваться в том или ином виде выступает подавляющее большинство политиков! В крайнем случае предлагалась такая альтернатива: блоки запрещены, но тогда барьер резко снижен до 2-3%, или вообще снят...

Более того: партиям, выдвигающим свои списки, запрещено включать в них членов других партий. Можно только беспартийных (до 50% от общего числа кандидатов в списке) или «своих». Значит, на планах создать сильный список условных «демократов» на базе «Яблока», Республиканской партии - ПАРНАС и - чем черт не шутит! - «Гражданской платформы», который мог бы всерьез побороться за создание сильной фракции в Госдуме, и на других такого рода планах надо ставить жирный крест: едва ли серьезный политик ради попадания в список другой партии окажется готов выйти из своей.

А еще партиям запрещено включать в список своих кандидатов в одномандатных округах членов других партий...

Никаких «приставных кресел» (одного-двух мандатов для организаций, набравших чуть менее 5%), не предусмотрено. Шанс поучаствовать в распределении мандатов появляется у крепеньких аутсайдеров лишь в том случае, если все перескочившие барьер наберут меньше 50% голосов участвовавших в выборах. Или если барьер перейдет лишь одна партия, набрав больше 50% голосов - тогда «подтянут» в парламент вторую.

Если партий, выдвинувших федеральный список, окажется более 20, а число кандидатов-одномандатников в округе - больше 30, законопроект предусматривает изготовление бюллетеней в виде брошюр, а не привычных «простынок».

Как обеспечить равное право на бесплатный эфир в условиях буйной многопартийности? Норма остается прежней: не менее 1 часа в период предвыборной агитации, который длится месяц, на каждую организацию, выдвинувшую федеральный список, на общероссийских гостелеканалах и радио. И не менее получаса на партию и получаса - на каждого одномандатника на региональных государственных электронных СМИ. 30-40 часов эфирного времени в месяц в прайм-тайм: такой может оказаться цена вопроса при большом количестве участников кампании.

От дебатов по-прежнему можно будет отказаться и кандидату, и партии: единственная новация - штраф «отказникам». Их эфирное время в этой конкретной передаче отойдет конкурентам.

На избирательных участках будет людно, но возможности отдельной партии и отдельного кандидата что-то проконтролировать сужаются. Все они смогут направить по несколько наблюдателей на участок, но одновременно в помещении сможет находится только один представитель от каждого участника выборов. А Интернет-трансляция процесса голосования лишь разрешается, но не является обязательной. И «паровозы» - излюбленный властями способ запудривания мозгов избирателям - никуда не делись! Все прошедшие в Думу по спискам партий граждане смогут в 5-дневный срок отказаться от депутатского кресла, сохранив возможность занять его в будущем.

«Разделяй и властвуй» - этим вечнозеленым и веками не отмененным принципом руководствовались разработчики законопроекта. Все годами наработанные и доказавшие свою эффективность способы контроля над политическим процессом собраны в одном, так сказать, флаконе.

Законопроект должен вступить в силу с 1 января 2014 года. А следующие парламентские выборы должны состояться в 2016 году - если, конечно, президент не распустит Думу раньше.