Чавес не смог осуществить идеал «социализма XXI века»

Однако он вернул народу социальный долг, уверен директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов

В связи со смертью президента Венесуэлы Уго Чавеса возникает множество вопросов, связанных с тем, кто станет преемником команданте, как будет жить и развиваться Венесуэла в ближайшие годы. Каков итог президентства Уго Чавеса и что стоит ждать от Венесуэлы в ближайшее время, «МК» спросил у директора Института Латинской Америки РАН Владимира Давыдова

Однако он вернул народу социальный долг, уверен директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов

– Чавес был крупной исторической фигурой. Обычно когда человек умирает, мы начинаем понимать значение человека, который оказал влияние на мировую политику, который пытался найти новую модель экономического, социального, политического развития, которую Чавес называл «социализм XXI века». Я не думаю, что ему удалось этот идеал осуществить. Хотя если бы судьба дала ему более долгую жизнь, я думаю, что он внес бы более существенные коррективы. В годы болезни, когда он боролся с этим тяжелым недугом, можно было видеть симптомы того, что он начинает переоценивать свои постулаты, былые поступки. Я думаю, что Чавес, конечно, - не экзотическое явление. Он был в русле латиноамериканской истории, где левая политическая культура глубоко укоренилась. И мы являемся свидетелями того, что то в одной, то в другой стране эта культура проявляет себя очень серьезно. Я думаю, что социальная политика Уго Чавеса соответствовала потребностям страны, потому что у предыдущих правителей был накоплен огромный социальный долг перед собственным народом. Уго Чавес пытался его вернуть и возвращал. Именно поэтому за него голосовала большая часть страны. В этом простом объяснении — секрет Чавеса, но я не могу назвать успешной его экономическую политику. Здесь было немало иллюзий. Я думаю, что тем, кто будет после Чавеса руководить этой страной, придется немало потрудиться, чтобы выправить курс венесуэльской экономики и найти более рациональное русло. Это будет большой труд.

– Наиболее вероятным преемником по-прежнему считается вице-президент страны Николас Мадуро?

– Что касается преемника, это не сакраментальный вопрос. Вероятнее всего, им будет Мадуро. Там еще есть два претендента, но это не так важно, на самом деле, потому что дистанция, которая отделяет Уго Чавеса как политического деятеля и как лидера от его окружения, очень велика. Хотя Николас Мадуро, занимающий пост вице-президента, - наиболее вероятная фигура. Кроме того, у него еще есть запас прочности. У него, несомненно, гораздо меньший политический капитал, чем у Уго Чавеса, но это наследство, а не собственный политический капитал. Если, как записано в венесуэльской конституции, будут проведены новые выборы, у Мадуро есть шансы выиграть их. Но на это отведено определенное историческое время. Дальше Мадуро будет должен сам зарабатывать свой политический капитал, и вот здесь мы сталкиваемся со знаком вопроса.

– Стоит ли ждать потрясений в Венесуэле?

– В ближайшее время есть шанс поддержать стабильность в стране. Оппозиция, отнюдь, не жаждет волнений, а ведь вопрос в оппозиции. В настоящий момент оппозиция возглавляется довольно умеренным политическим деятелем, который проводит разумную политику.

Сюжет:

Смерть Уго Чавеса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру