Обама приехал в Израиль с «шаломом»

В иранском вопросе президент США играл роль «хорошего копа»

Ступив на красный ковер в Тель-Авиве в аэропорту им. Бен Гуриона, Барак Обама приветствовал встречавших его президента и премьер-министра Израиля Переса и Нетаньяху на иврите: «Шалом!» Потом, перейдя на английский, сказал: «Я рассматриваю этот визит как подтверждение неразрывных связей между нашими народами». Слова Обама стали и лейтмотивом, и контрапунктом его визита в Израиль, первого в качестве президента. В нем форма превалировала над содержанием. Но именно это и было чрезвычайно важно.

В иранском вопросе президент США играл роль «хорошего копа»
Барак Обама

Цель Обамы заключалась в том, чтобы подштопать американо-израильские отношения, а заодно свои личные отношения с Нетаньяху, которые колебались долгое время на точке замерзания. Обама великолепно выполнил эту нелегкую задачу, которую он охарактеризовал знакомым для россиян словом «reset» — «перезагрузка». Она началась буквально с первой минуты пребывания Обамы на израильской земле. Ударившись в риторику, президент напомнил о 3000-летней истории еврейского народа — «сыновей Авраама и дочерей Сары». Затем из античности «гости и хозяева» совершили скачек в наши дни. Обаме показали противоракетную батарею «Железный купол», на создание которой Вашингтон отвалил миллиард долларов.

Еще стоя на красном ковре, Обама опять-таки на иврите сказал, что «хорошо снова побывать на израильской земле». (Он посетил Израиль в 2008 году в ходе президентских баталий). Затем микрофон подхватил его слова, предназначенные лишь для Нетаньяху: «Хорошо отделаться от Конгресса». (В Вашингтоне идет нескончаемое перетягивание каната между президентом-демократом и республиканским Конгрессом по бюджету и его дефициту).

Несколько слов о «таянии льдов» между Обамой и Нетаньяху. Уже в аэропорту премьер предложил президенту наклеить себе усы и «слиться» вместе с ним, чтобы пропустить стаканчик-другой. На пресс-конференции Обама похвалил красоту сына Нетаньяху, а затем, сделав паузу, добавил, что он похож на свою мать. Израильский премьер в долгу не остался. Он сказал, что и дочери Обамы красивы, поскольку обе они в мать — первую леди Мишель. Кроме того Обама вспомнил брата Нетаньяху, национального героя Израиля, погибшего в ходе операции против угонщиков самолета.

Поездка Обамы из аэропорта в пятизвездный отель «Царь Давид» несколько подпортила общую картину. Вдоль пути следования президентского кортежа американских звездно-полосатых флагов было меньше, чем плакатов с требованиями «Освободить Полларда!» Джонатан Поллард отбывает тюремное наказание с 1987 года. Он был приговорен к пожизненному заключению за шпионаж в США в пользу Израиля.

А теперь перейдем к существу визита. Время для него было выбрано не самое благоприятное. Нетаньяху только-только сформировал свой коалиционный кабинет, и в этой новой раскладке его позиции выглядят ослабевшими. И Обама тоже недавно был переизбран на второй срок и сталкивается сейчас с множеством трудностей на Капитолии. Но в общем раскладе, как считают обозреватели с обеих сторон, позиции Обамы были предпочтительнее.

Если говорить о повестке дня визита Обамы в Израиль, то она по степени важности выглядела так: Иран – Сирия – израильско-палестинские отношения.

По Ирану участники переговоров как бы поделили роли. Обама играл роль «хорошего копа», а Нетаньяху — «плохого копа». «Хороший» исходил из того, что есть еще время для дипломатии, чтобы задержать превращение Ирана в ядерную державу. Нетаньяху утверждал в качестве «плохого», что Иран достаточно близко подошел к «красной линии», которую израильский премьер сравнительно недавно начертал в своем выступлении с трибуны ООН. Нарушение «красной линии» должно послужить красной тряпкой, по взмаху которой израильский бык может броситься на Тегеран. Вашингтону это не с руки. Ему после Ирака и Афганистана не нужна большая война, тем более, что в ногах у него «путается» Сирия. Чтобы подсластить пилюлю, Обама обещал ужесточить санкции против Ирана, повторил формулу «все опции остаются на столе», что означает, возможность военного удара по Ирану и признал право Израиля нанести такой удар без санкции Вашингтона по своему усмотрению в одностороннем порядке. Помимо этого стороны договорились о продлении еще на 10 лет военного соглашения, хотя оно истекает только в 2017 году. Говоря об Иране, Обама перефразировал русскую поговорку, полюбившуюся еще Рейгану: «Мы еще не можем доверять Ирану и, тем более, проверять его».

С неожиданной остротой стал сирийский вопрос. Дело в том, что в канун визита президента Обамы в Израиль в Сирии было использовано химическое оружие. Пока что не известно кто это сделал: режим Асада или повстанцы. Не известно точно и то, было ли действительно применено химическое оружие. Этот вопрос сильно взволновал Тель-Авив. Дело в том, что Израиль опасается передачи Асадом химического оружия «Хизбалле», которая может использовать его в будущем против Израиля. Как заявил президент Обама, он приказал расследовать ситуацию, которая сложилась в Сирии в связи с возможным применением химического оружия. Впрочем, он добавил, что «относится глубоко скептически к возможности применения его оппозиционной стороной». Далее президент сказал: «Если мы сможем подтвердить этот факт, то использование химического оружия послужит перемене правил игры». Обама имеет в виду то, что использование сирийским режимом химического оружия является «красной линией». Если Дамаск ее перешагнет, то Вашингтон вынужден будет принять более серьезные акции. Впрочем, о военном вмешательстве Вашингтон только намекает, по-видимому скорее в качестве орудия давления. Что касается палестино-израильских отношений, то этот вопрос оказался «беспризорным». Обама прямо заявил, что он не принес никаких новых идей, а тем более планов в отношении израильско-палестинского конфликта. Он заявил, что его цель скорее ознакомительная, чтобы узнать как относятся к этой проблеме премьер-министр Израиля Нетаньяху и палестинский лидер Махмуд Аббас, готовы ли они вернуться к столу переговоров.

Подводя политические итоги визита Обамы в Израиль стоит снова привести русскую поговорку, которая не сходила с уст Рейгана. Ею руководствовались обе стороны.

Израиль. Президент Обама и Перес посадили вместе магнолию, которую Обама привез из Соединенных Штатов. Она должна была символизировать глубокие корни во взаимоотношениях между США и Израилем. Но вот после торжественной церемонии, когда хозяева и гости разъехались, магнолию выкопали. Израиль подвергает карантину все импортные сельскохозяйственные продукты. Итак Тель-Авив говорит Вашингтону: «Доверяй, но проверяй».

Соединенные Штаты. Сразу же по приезде Обамы в Израиль произошел казус. Лимузин президента забарахлил. Его пришлось отбуксовать и заменить дизелем. Теперь Вашингтон произносит в адрес Тель-Авива: «Доверяй, но проверяй».

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру