Злоключения путинских стерхов

Легендарным птичкам вопрепятствовали дикие собаки и пограничники

15 апреля, во время визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву, одним из предметов переговоров станут, скорее всего, и занесенные в Красную книгу журавли — стерхи, с которыми прошлой осенью полетал на дельтаплане президент РФ Владимир Путин. Птицы не вернулись в дикую природу, так как дипломаты не смогли согласовать их зимовку в Узбекистане.

Ситуацию мы попросили прокомментировать руководителя проекта «Полет надежды» Александра Сорокина.

Легендарным птичкам вопрепятствовали дикие собаки и пограничники
В небе - мотодельтаплан, за штурвалом которого президент РФ Владимир Путин. Глава государства принимает участие в научном эксперименте в рамках направленного на сохранение редкого вида журавлей – стерхов проекта "Полет надежды", цель которого - показать выращенным в питомнике птицам маршрут перелета. Находясь за штурвалом мотодельтаплана, который птицы принимают за своего вожака, Владимир Путин совершил три полета - первый ознакомительный, а два других - с птицами.

Стерхи теряют популяцию в своих рядах во время миграции. Афганистан и Пакистан — критические места, где их могут уничтожать. Там не лимитированная охота на журавлей.

Мы решили сделать альтернативную зимовку стерхов на подлете к Афганистану, чтобы птицы не летели через две эти опасные страны в Индию. Выбор пал на Узбекистан, потому что там сформировалась огромная зимовка наших серых журавлей.

В прошлом году мы решили, что те стерхи, что летали с президентом, проследуют до границы с Казахстаном 2 тысячи километров. И далее мы выпустим их к серым журавлям, которые полетят на юг.

Но мы не хотели отпускать сразу всю шестерку стерхов. Решили так: трое - пусть летят с дикими птицами, а еще трое — пусть полетают с серыми журавлями, потом мы их отловим, вернем в заповедник, с тем, чтобы ближе к Новому году привезти в Термез, в эту погранзону и выпустить там.

Нам важно было понять, как они будут адаптироваться к этим условиям. Но этот экспериментальный выпуск у нас не состоялся из — за того, что 3 октября внезапно пришли холода. Снег выпал на месяц раньше чем обычно. Мы выпустили стерхов к серым журавлям, они пообщались с ними только неделю. На то, чтобы птицы вошли в стаю, обычно уходит три недели.

Серые журавли улетели, а с ними один из наших стершат — Пара. Пара пролетел 500 километров с дикарями, где-то в Казахстане они сели, на стаю напали собаки.

Дикие журавли улетели, они посообразительнее, а наш Пара остался. Он не готов был еще быть полноценным членом стаи. Покалеченным его подобрали местные жители, стали выхаживать.

Остальных пять стерхов вернули в заповедник. Перед Новым Годом мы планировали пару из них отвезти в район Термеза. В эксперименте рисковать всеми птицами не хотелось. Стали оформлять документы, речь шла о нейтральной полосе прямо за колючей проволокой, за контрольно-следовой полосой, там рядом уже Афганистан, река Амударья.

В районе - строго разрешительная система и режим. Мы направили все необходимые письма по дипломатической линии. Оперативно получили ответ от узбекской стороны. Они в принципе не возражали, но сообщили, что в этой зоне регулярно проводятся инженерные мероприятия, связанные в том числе и с уничтожением растительности. Чтобы был хороший обзор, там выжигают траву и тростник. И как бы это не повредило нашим птичкам. Также они выразили опасения, что стерхи могут улететь на Афганскую сторону, а там их могут подстрелить. Поэтому узбекская сторона нам предложила провести дополнительные исследования для того, чтобы найти оптимальное место для выпуска.

Мы поехали в начале марта вместе с нашими коллегами из Госбиоконтроля Госкомприроды Узбекистана, провели исследования, в том числе, и за пределами этой погранполосы, и установили, что идеальным местом является как раз пойма Амударьи внутри погранполосы. Там отличные кормовые условия, тихо-спокойно, никакой стрельбы. Именно там концентрируется огромное количество нашей западносибирской птицы. Мы насчитали в этой зоне 50 тысяч серых журавлей. А дым от уничтожения растительности абсолютно никак не мог отрицательно сказаться на стерхах.

Тем не менее, мы выполнили пожелание узбекской стороны. И сейчас направили в установленном порядке все необходимые документы. Пограничники - люди военные, им нужна команда сверху. Когда президент летал в прошлом году с нашими стерхами, поинтересовался, как может помочь нашей программе. Я попросил решить его этот пограничный вопрос. Тут нужно было уже подключать другой ресурс, не наш, научный. Владимир Путин сказал: «Хорошо, президент Узбекистана Ислам Каримов человек понимающий, мы с ним при случае этот вопрос обсудим». 15 апреля состоится их встреча в Москве. Мы рассчитываем, что вопрос решится положительно.

- И куда в этом случае стерхи будут переправлены?

- Пятерых, ставших знаменитыми стерхов, мы туда уже не повезем. Потому что все птицы, зимующие там, уже улетели на Север, они сейчас на половине дороге к России.

Проект «Полет надежды» продолжается. Журавли в заповеднике начинают откладывать яйца, потом мы начнем готовить их к полету за дельтапланом, и повторим всю прошлогоднюю историю. Но полетим уже не до границы с Казахстаном, а прямо на юг Узбекистана. Выпустим партию новых птиц в погранполосу, будем рассчитывать, что они благополучно вернутся назад.

- А как Пара, что был найден в Казахстане?

- Поскольку Пара побывал в заботливых руках жителей казахстанской глубинки, они там с него пылинки сдували, создали особые условия, тесно с ним общались, он уже для дикой природы не годится. Пара нужен для разведения, для получения нового потомства. Мы приняли решение передать его в Ивановский зоопарк, сотрудники которого имеют опыт в общении с журавлями. Вскоре планируем подобрать Паре пару.

- Что все-таки будет с оставшейся «великолепной пятеркой»?

- Остальных пятерых стерхов в конце мая - начале июля отвезем на их историческую родину, туда, где они с президентом летали. И выпустим там в природу, в районе гнездовий в заказнике Ямало-Ненецкого округа. Все они сейчас содержатся в изолированных помещениях, с людьми контактов у них нет. К ним подсадили серого журавленка, которого привезли из Тюменской области. Он будет «переводчиком», посредником между белыми и серыми журавлями, когда выпустим нашу «пятерку» на территорию, где гнездятся серые журавли. У них будет все лето впереди, чтобы освоиться с дикими птицами, и потом уже мигрировать на юг.

- Какие-нибудь датчики будут на них?

- У нас налажено производство спутниковых датчиков для крупных млекопитающих, тигров, леопардов, медведей. К концу лета нам обещают сделать 30 — граммовый передатчик, которые подойдет журавлям. Можно использовать и миниатюрные американские передатчики. Но в Штатах есть всего три фирмы, которые делают такую технику, и они страшно загружены. Заказы у них расписаны на год вперед.

Справка «МК»: Проект «Полет надежды» – это продолжение многолетней работы по спасению редкого вида птиц. Белый журавль — стерх занесен в Красную книгу, он гнездится только на территории России. В природе осталось две популяции стерхов. Одна, в Якутии, не вызывает особенного беспокойства ученых. Ее численность около 300 птиц, на зимовку они летают в Китай и благополучно возвращаются обратно. Орнитологи озабочены состоянием другой популяции стерхов – западно-сибирской, в которой насчитывается не более 20 особей. У этих птиц трудная судьба – они зимуют в Иране и Афганистане, а там их отстреливают, так как местные жители традиционно охотятся на журавлей. Поэтому с зимовки возвращаются не все. Спасению птиц помогает разведение их в искусственных условиях – в питомнике стерхов в Окском заповеднике. Сначала у вылупившихся птенцов стерха вырабатывают импринтинг – запечатление, на человека. Первый объект, с которым встречается птенец, это человек в белом маскировочном костюме с муляжом головы стерха на руке. И эта рука кормила птенца из клюва. Потом человек в белом выгуливает стершат, которые следуют за ним, как за своим родителем. Когда молодые птицы поднимаются на крыло, орнитологи начинают тренировочные полеты, обучая журавлей следовать за мотодельтапланом. Это облегчает птицам полет, так как они держатся в воздушных потоках за крылом. Дельтаплан буквально тащит их за собой.

Выращенных журавлей орнитологи пытаются вернуть в естественные места обитания. Молодых журавлей выпускают на местах гнездовий, на миграционных путях и на зимовках. Они плохо приспосабливаются к жизни в природе без родителей, в частности, не могут нормально перелететь на зимовку без сопровождения. Орнитологи решили, что если стерхов сопроводить на зимовку в первый год их жизни, это повысит эффективность их адаптации в природной среде. И попробовали использовать мотодельтаплан по примеру американцев, которые таким способом провожают своих журавлей из северного штата Висконсин до Флориды. По их данным, при этом возвращается назад 90–95% птиц.

Владимир Путин принял участие в эксперименте в рамках проекта "Полет надежды" 6 сентября 2012 года. Проект предполагал проводку выращенных в питомнике птенцов стерха с гнездовий в ЯНАО через Западную Сибирь и Казахстан на юг Узбекистана. Президент, находясь за штурвалом мотодельтаплана, совершил три полета под Салехардом, из которых два были с журавлями - стерхами. Смысл акции состоял в том, чтобы приучить выросших в неволе птиц следовать за вожаком. Это были тренировочные полеты вокруг базы, и Путину вовсе не надо было вести стерхов за собой на зимовку.

Продвижение к югу по пути миграции началось после отъезда Президента. Шесть молодых стерхов в сопровождении мотодельтаплана проделали путь из орнитологической станции Кушеват в Ямало-Ненецком автономном округе до Белозерского федерального заказника в Тюменской области. По плану, в Белозерском заказнике стерхам предстояло подружиться с серыми журавлями и вместе с ними лететь на зимовку. Однако в планы орнитологов вмешалась природа – 3 октября внезапно выпал снег. В путь отправился лишь один самец х Пара. Пять стерхов не захотели лететь на юг, в октябре их вернули в Окский заповедник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру