Россия и США на полях «прохладной войны»

Сноуден — это всего лишь ложка дегтя в бочку дегтя российско-американских отношений

Сноуден — это всего лишь ложка дегтя в бочку дегтя российско-американских отношений

Молодые ребята из Питера, муж и жена, живут в пригороде Нью-Йорка. Я познакомился с ними случайно в «Старбаксе» — они видели мою физиономию на русском телевидении, решили заговорить. С тех пор прошло лет пять, и на днях я снова столкнулся с ними в том же «Старбаксе».

«Ну, что, — спрашиваю, — Саша и Маша, как жизнь? На работе все в порядке?» Они оба работают в банках: он — компьютерным программистом, она — кассиром. За то время, что я их не видел, стали мамой и папой. На жизнь не жалуются.

«Вот вы, — говорю, — крутитесь в полностью американской среде — живете далеко от Брайтон-Бич, и на работе у вас русских почти нет. Что-то изменилось в последнее время в отношении к вам сослуживцев, соседей? А то сейчас у некоторых американцев русские ассоциируются с братьями Царнаевыми, Виктором Бутом и людьми, запретившими усыновление гражданами США российских сирот...»

Молодежь подвергла меня осмеянию: «Да вы что! Простым американцам на международные дела начхать, о России они ничего не знают и по национальному признаку никого ни с кем не ассоциируют. Мы — это мы, к нам относятся ровно так же, как раньше. Никаких «русских вопросов» с нами никто не обсуждает — например, об этом беглом Сноудене, который скрывается в Москве».

На бытовом уровне все обстоит именно так, и я, честно говоря, это знал — просто провел «дабл-чек», двойную проверку, сопоставил свои впечатления с восприятием людей из далекой от меня возрастной группы. Совпало.

Но в межгосударственных делах расклад иной, чем в межличностных. Этот самый беглый Сноуден добавил ложку дегтя в бочку дегтя — меда в российско-американских отношениях давно нет и в помине. Было плохо, стало еще хуже.

В Вашингтоне услышали позицию России из уст ее президента, но для американского истеблишмента она прозвучала неубедительно и недоброжелательно. «У нас действительно нет с Россией договора об экстрадиции, — заявила представитель Совета национальной безопасности США Кейтлин Хэйден. — Но, несмотря на это, имеется четкая юридическая основа для отправки г-на Сноудена из России на основании статуса его трэвел-документов (госдепартамент США аннулировал его паспорт. — И.Б.) и выдвинутых против него обвинений». Она добавила, что администрация Обамы не хотела бы, чтобы это дело «негативно повлияло на наши двусторонние отношения». А еще раньше глава внешнеполитического ведомства США Джон Керри сказал, что Америка «не заинтересована в конфронтации», и добавил: «Хотелось бы надеяться, что Россия не встанет на сторону человека, который скрывается от правосудия».

Боюсь, надежды Керри наивны (или он выражает их для дипломатической проформы). Россия сразу встала на сторону Джулиана Ассанжа, который тоже скрывается от правосудия (причем пока ему предъявлены чисто уголовные обвинения). Ассанжу предложили вести ток-шоу на государственном телеканале Russia Today. Так почему бы России не взять под свое крыло еще одного такого же деятеля, стремящегося к популярности уголовно наказуемыми средствами?

Кто ищет, тот всегда найдет. Их ждут в большой загадочной стране, которая привыкла принимать у себя сбежавших из США шпионов, завербованных советской разведкой, или просто сбежавших, которые «никто и звать никак». Кому, например, сегодня что-либо говорит такое имя, как Арнольд Локшин — ученый-онколог из Хьюстона, попросивший убежища в СССР в 1986 году? Точно так же лет через десять забудут и Эдварда Сноудена, компьютерно одаренного недоучку с неадекватными амбициями. А пока...

Дадим убежище Сноудену? Вполне возможно, дадим. А иначе кто? Даже сугубо антиамериканский Эквадор, хоть и заявил, что пусть, мол, Америка, заберет свои торговые льготы и свою помощь, «мы не продаемся», — но вынести решение по Сноудену не спешит и от выданных Сноудену эквадорских документов вроде как открещивается. Говорит, потребуются месяцы на рассмотрение. И президент Венесуэлы Николас Мадуро тоже хитро сформулировал позицию: если Сноуден обратится за убежищем, мы «почти точно» ему его предоставим. «Почти» — очень говорящее слово.

Но оставим Сноудена, этот сомнительный «подарок», который может получить Россия. Есть в отношениях России и США дела поважнее. Например, противоракетная оборона, по которой стороны никак не могут (или не хотят?) договориться. Или Иран, Сирия, или даже тот же Израиль. С которым Россия вроде бы дружит и сотрудничает, имеет безвизовый режим. Страна, где каждый пятый говорит дома по-русски.

Один израильский дипломат, работающий в Америке, сказал мне с обидой в голосе: «С вами пытаешься иметь дело по-честному, а вы? Братаетесь с террористами из «Хамаса». Поставляете оружие Ирану и Сирии, откуда оно попадает в руки «Хезболлы», а они его используют против Израиля. Мы-то вам продали (в 2010 г. — И.Б.) самое современное оружие, беспилотники — такую технику поставляют только союзникам, а вы для нас — кто?»

Вот и в Америке сейчас тоже пытаются понять — кто для них Россия? Пока ясно по минимуму — что не союзник. В остальном — ну, уж как получится. Получается в разных делах по-разному. И с российской стороны недоверия как минимум не меньше, чем с американской, — всё чудится блюстителям российской державности, что хотят ее, богохранимую, ущемить.

Полгода назад советолог (назовем ее так по старинке) Анджела Стент, директор Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований Джорджтаунского университета, сказала: «Перезагрузка выполнила большинство поставленных перед ней задач, а теперь вопрос — что дальше? В отношении этого есть сомнения».

Не хочу спорить с экспертом — я всего лишь журналист, но у меня есть сомнения и в отношении того, что «перезагрузка» хоть чего-то достигла. С того времени, как Хиллари Клинтон в 2009 году вручила Сергею Лаврову символический подарок с ошибочной надписью «Перегрузка» (ей впору было бы в ответ подарить что-нибудь с надписью «Опять двойка»), ничего хорошего в двусторонних отношениях, на мой взгляд, не произошло.

По ограничению ядерных вооружений намечается скорее регресс, чем прогресс. Из России изгнали государственное ведомство США по оказанию международной помощи, перекрыли все каналы американской помощи по линии гуманитарных организаций. Запретили усыновление российских детей американскими приемными родителями (хотя, напомню, за 20 лет из 60 000 усыновленных американцами российских детей эксцессы были примерно с 20). Россия бодается с Америкой, пытаясь вернуть в свою сферу влияния или удержать в ней экс-советские республики, — чтобы в западный лес не глядели, где доллар зеленеет.

Что еще добавить к этому невеселому перечню? Сноудена? Да ну его уже к лешему...

Сюжет:

Эдвард Сноуден

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру