Папа Римский Франциск наносит свой первый визит в Бразилию и продолжает скромничать

«МК» задался вопросам о мотивах поведения главы Ватикана

Пятый месяц пошел со дня избрания нового Папы Римского — конклав принял решение в пользу аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо 13 марта 2013 года. И теперь первый понтифик из Западного полушария наносит свой первый зарубежный визит в Бразилию — в Новый Свет, то есть именно туда, где уровень жизни ниже, а влияние церкви на умы сильнее. Во время этой поездки Франциск встретится с молодыми католиками, которые собираются в Рио-де-Жанейро на Всемирный день молодежи. Взявший себе имя в честь святого Франциска Ассизского, проповедовавшего бедность и смирение, понтифик собирается посетить трущобы и дома бедняков. «МК» попробовал разобраться: скромность Франциска и нарочитое следование обету бедности — это искренний душевный порыв или грамотная пиар-кампания?

«МК» задался вопросам о мотивах поведения главы Ватикана
Папа Римский Франциск

Во время одной из своих аудиенций в Ватикане Франциск сказал, что в современном мире очень важно участие молодых людей в церковных делах. «Говорю вам, уверуйте в это, — попросил он. — Господь с нами, он всегда помогает вам. Помочь всем немного приблизиться к Царствию Небесному — это наша обязанность, тогда и мир сможет немного повзрослеть, избавиться от злобы, войн и несчастий. Давайте двигаться вперед, дорогу молодым!»

Между тем в Бразилии сейчас неспокойно: из-за протестов к обеспечению безопасности понтифика привлечены свыше шести тысяч полицейских и сотрудников бразильских спецслужб. А сам Франциск опять проявил скромность, которая уже стала притчей во языцех с самого момента его интронизации, — на сей раз он отказался от бронированного «папамобиля», выразив желание передвигаться по городу в открытом джипе, чтобы быть ближе к народу. Кроме того, он решил остановиться в комнате в епархиальном образовательном центре, а не в большом гостиничном номере, который для него приготовили организаторы.

***

Папу Франциска уже не единожды называли самым скромным из последних римских понтификов — он практически воплощает собою образ истинного католического пастыря. Действительно, его бытовая непритязательность бросается в глаза: вернувшись после завершившегося конклава в гостиницу, где остановились все кардиналы, новоиспеченный Папа лично оплатил стоимость проживания в своем номере (при том что гостиница — в собственности Ватикана, а уж Папе Римскому с удовольствием предоставили бы ночлег бесплатно!). В этой же гостинице он собирается жить дальше, отказавшись переехать в папскую резиденцию на территории Апостольского дворца в Ватикане, состоящую из более чем десятка комнат и помещений для обслуживающего персонала. Франциск стал первым за сто лет понтификом, который не хочет там жить, — к слову, он счел необходимым извиниться перед остальными кардиналами за эту блажь, поскольку считает, что «может смущать их своим присутствием».

С местом жительства понтифика связана еще одна история, запомнившаяся пастве, — то, как посреди ночи Папа Франциск лично вынес стул для швейцарского гвардейца, который нес караул у дверей его комнаты. В ответ на возражения того — мол, не положено на посту сидеть, — Франциск ответил категорично: «А я ваш Папа, и я приказываю вам присесть».

Отказался понтифик и от бронированного «папамобиля», в котором надлежит выезжать главе церкви, — он предпочел простую машину.

— Новый Папа подает всем пример новой жизни, более спокойной и более скромной. Это важно, поскольку такой образ должен вдохновлять и политиков, в том числе иностранных. Папа Франциск знаменует собой новую эпоху: Италии уже хватило скандалов из-за денег и чиновников, которые вели себя неподобающе! Взять хотя бы бывшего премьер-министра Берлускони... — делится с «МК» своими впечатлениями от нового главы католической церкви итальянский журналист Джузеппе д'Амато.

Однако многие люди настроены не столь благостно, ведь нельзя не задуматься: действительно ли Франциск стремится быть скромным и смиренным? Или такое поведение — лишь инструмент для создания должного образа и повышения не столько своего персонального авторитета, сколько изрядно пообтрепавшегося в последние годы авторитета всей Римско-католической церкви? К тому же многим трудно поверить, что член ордена иезуитов, пробившийся на самую вершину иерархии Ватикана, на самом деле столь простодушен и бесхитростен.

***

Мой итальянский коллега не зря вспомнил о политиках, тем более — об иностранных. Всем известно, что «выходы в народ» — один из излюбленных аттракционов для тех, кому необходимо заручиться поддержкой своих избирателей. Стоит вспомнить хотя бы предвыборную кампанию недавно скончавшейся Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании в 1979–1990 гг. Для того чтобы завоевать симпатии англичан и выгодно предстать перед ними, «железная леди» не чуралась почти ничего: она и шила рубашки вместе с работницами на фабрике, и доила коров... Такой подход к рекламе собственной личности помог ей, и в 1979 году Тэтчер успешно набрала большинство голосов на выборах и стала первой в британской истории женщиной-премьером.

Разумеется, никто не станет говорить о том, что такая «близость к народу» была искренним душевным порывом Тэтчер, нет. Однако она как грамотный политик отлично знала законы политических технологий и свою в них роль: делай то, чего от тебя хотят, и получишь значительную поддержку. Маргарет Тэтчер представляла Консервативную партию — так с кем же ей было общаться накануне выборов, как не с рабочими — электоратом, который надо было отбивать у лейбористов?

Но Папа Римский — не совсем политик, хотя формально он считается не только наместником апостола Петра, но и главой города-государства Ватикан. И уж тем более совсем не политик — Папа Франциск, в прошлом кардинал Бергольо, большая часть жизни которого прошла не в относительно благополучной Европе, а в Аргентине, где приходилось бороться и с бедностью паствы, и с ее болезнями. В начале 1990-х годов он был назначен архиепископом Буэнос-Айреса, где провел со своей паствой более двадцати лет. Еще там, в Аргентине, он прославился личной скромностью (жил в скромной квартире, сам готовил себе еду и отказался от лимузина с шофером) и консервативными взглядами в вопросах веры. Причем очевидно, что тогда-то выставлять себя в наиболее выгодном свете у него не было никакой необходимости: местные прихожане доверяли ему и так, а в Ватикане вряд ли кто-то обратил бы внимание на то, где живет аргентинский архиепископ. Так что скорее всего дело действительно всего лишь в личных склонностях.

— Его девиз: «Молиться и работать», — объясняет Джузеппе д'Амато. — Конечно, изначально это был девиз монахов-францисканцев, но ведь не случайно он выбрал для себя именно такое имя. Вероятно, он будет стремиться реформировать церковь в соответствии с этим принципом. И это должно помочь Италии выкарабкаться из того кризиса, политического и экономического, в котором страна сейчас находится. Для этого лишь необходимо, чтобы все итальянцы, в том числе чиновники, последовали его примеру...

Выходит, что какую-то свою цель Папа-иезуит все-таки преследует — но не ту, о которой могли бы подумать саркастически настроенные критики. А что, если Франциск как истинный пастырь хочет повести за собой всех католиков, объяснив им на собственном примере, что деньги и роскошь — не главное в жизни?

* * *

Совсем недавно Папа Франциск выступил против культа денег и тирании свободного рынка: он обратился к собравшимся в Ватикане дипломатам из разных стран с призывом пересмотреть и переоценить нынешнюю мировую финансовую систему. По его словам, сейчас в мире господствует культ денег, человек ценится лишь как потребитель, а такого никак не должно быть, если церковь действительно следует библейским заповедям.

Такие призывы могут вызывать лишь уважение. А что итальянцы удивлены ими — это легко объяснимо: они просто не успели привыкнуть к новому понтифику. Очевидно, что Франциск и Бенедикт XVI, его предшественник, — люди принципиально разные. Бенедикт XVI, он же кардинал Йозеф Ратцингер, — немецкий теолог и философ, человек, привыкший больше времени проводить в размышлениях, нежели в действиях. Из-за этого ему немного не хватало близости к пастве — и католики в свою очередь воспринимали его как строгого наставника, а не как чуткого пастыря. Франциск же совсем другой человек — первый на Святом престоле представитель ордена иезуитов, внимательный к соблюдению условностей и стремящийся к простоте. В одном из своих недавних интервью он заметил — вряд ли желая задеть этими словами предшественника, — что истинное христианство не может существовать только на словах, в салонах и гостиных. «Мы не можем быть праведниками неполный рабочий день, — объясняет Папа. — Мы должны жить в нашей вере и соблюдать заветы Господа каждый день, каждое мгновение».

Не боится понтифик и признаться в собственных слабостях: так, например, он рассказал огромной толпе прихожан о том, что порою его тянет задремать во время молитвы. «Иногда меня клонит в сон после тяжелого дня, но Бог относится к этому с пониманием», — объяснил он, изрядно развеселив собравшихся такими словами. Однако главной мыслью понтифика была вовсе не дремота, а тот факт, что все мы в первую очередь люди из плоти и крови.

Как видно из этих слов, Папа Франциск не выстраивает специальной дистанции между собой и паствой — он охотно идет на контакт с верующими, а они в свою очередь воспринимают его как близкого человека, который всегда рядом. Действия Франциска — живое доказательство такого отношения: стоит вспомнить хотя бы об обряде омовения ног в Великий четверг, который Папа провел не со священниками, как предполагали традиции, а с малолетними преступниками различного вероисповедания из тюрьмы в пригороде Рима. Он специально посетил это исправительное учреждение 28 марта и отслужил там мессу для заключенных. Каждому из них он подарил голубя и шоколадное пасхальное яичко. А подростки в свою очередь ответили ему подарком в виде самостоятельно сделанного деревянного распятия.

— Поэтому и Пасха в этом году оказалась особенно яркой не только из-за ощущения новизны — первый праздник с новым понтификом! — но и из-за того заряда положительной энергии, который несет в себе Папа Франциск, — подвел итог Джузеппе д'Амато.

* * *

Остается лишь надеяться, что позитивный образ нового понтифика в глазах его паствы сохранится надолго — тогда, возможно, он сможет решить все те проблемы, которые стоят перед католической церковью. Сделает ли он ее, как мечтает, «бедной церковью для бедных» — пока неизвестно, но собственный пример Папы не может оставить католиков равнодушными.

В конце апреля Франциск собрал группу кардиналов, при поддержке которых он и собирается проводить реформы — в первую очередь избавить церковь от множества ненужных бюрократических формальностей. Новый понтифик предпочитает действия словам, а откровенность — государственным тайнам. В частности, он попросил, чтобы отчет о своей деятельности опубликовал банк Ватикана, также известный как Институт религиозных дел. Дело в том, что его репутация сильно пострадала за последние годы, известны случаи коррупции и хищений.

Уже прошло несколько арестов священников, подозреваемых в финансовой нечистоплотности. На фоне этих событий подали в отставку директор Банка Паоло Чиприани и его заместитель Массимо Тулли. Как сообщил журналистам пресс-секретарь Ватикана кардинал Ломбарди, «после многих лет службы они оба решили, что это будет в интересах учреждения и Святого престола». Возможно, во главе с новым руководителем финансовая деятельность карликового государства действительно улучшится — а вместе с тем улучшится и внутренний климат в Ватикане вообще.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру