Русские ножницы для Всемирной паутины

Как государство обустраивает Рунет

На протяжении последних месяцев перед нашими глазами разворачивается действо в духе «Войны миров». Государство, олицетворением которого в глазах интернет-сообщества стала злосчастная Госдума, перешло в наступление.

Власть выступает под лозунгом «Защитим детей от всего плохого, что есть в Интернете, и заодно себя!», и передовой отряд депутатов пишет очередной закон про блокирование каких-нибудь сайтов, тыча пальцем в гаджет и оповещая весь мир о своих планах через Twitter. Другая сторона уже поняла, что от государства никуда не деться, и, тихо матерясь — пока еще можно! — поднимает флаг, на котором написано: «Мы тоже против всего плохого в Интернете, но давайте как-нибудь поосторожнее!»

Осенью мы наверняка будем наблюдать продолжение битвы.

«МК» окинул взглядом поле боя.

Как государство обустраивает Рунет

Интернет и Дума

Давным-давно, еще в древнем мире, возник миф о Золотом веке — блаженных, совсем уж древних временах, когда человек жил мирно и счастливо, в гармонии с природой и боги его не трогали. Рай...

У Интернета в России тоже был свой Золотой век — те недавние времена, когда число пользователей исчислялось сначала сотнями тысяч, потом миллионами человек, Сеть считалась «территорией тотальной свободы», неподвластной законам грубой реальной жизни, виртуальным миром для немногих, и государство на происходящее там почти не обращало внимания. Государство интересовали широкие народные массы и их поведение, реальные средства влияния на эти массы — вроде телевидения или больших газет, но уж никак не «какой-то там Интернет».

Золотой век закончился, когда и в России число запутавшихся во Всемирной паутине стало исчисляться десятками миллионов.

На вопрос «когда к российским интернет-компаниям пришло осознание необходимости научиться лоббировать свои интересы в правительстве, Госдуме, Администрации Президента» исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Матвей Алексеев отвечает: «Пик активности начался два года назад, когда был инициирован закон о защите детей от вредной информации, — тогда на базе Российской ассоциации электронный коммуникаций стал формироваться экспертный пул специалистов, которые готовили предложения отрасли и пытались донести их до принимающих решения». Отраслевой лоббизм как целенаправленные попытки повлиять на эти решения переживает детский период. То есть неопытен и временами наивен...

Сам по себе вступивший в силу в сентябре 2011 года Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» интернет-сообщество встревожил несильно. Но летом 2012 года он был дополнен специальными статьями «про Интернет», и Роскомнадзор начал блокировать сайты, признанные содержащими информацию, которая побуждает детей к суицидам, употреблению наркотиков, а также детскую порнографию. Благими целями, как всегда, оправдывалась неуклюжесть не готовой (опять же как всегда) к введению новых правил власти. Понемногу все более-менее «устаканилось», но...

В апреле 2013 года вступило в силу еще одно дополнение к закону «О защите детей...»: теперь запретным стало распространение в СМИ и Интернете информации о «несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий» — разве что в исключительных случаях. Этот законопроект в Госдуме вела Алина Кабаева.

А в июне за неделю, не дав никому опомниться и не успев опомниться сама, Госдума приняла «антипиратский» закон — 1 августа он вступил в силу и позволяет блокировать сайты и IP-адреса с нелегально размещенными фильмами и телесериалами. При обсуждении в первом чтении внесенного в Госдуму текста Дмитрий Гудков («СР») спросил, как будут отделяться добропорядочные сайты от зловредных, расположенных по тому же IP-адресу. Один из авторов инициативы, первый замглавы Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин («СР»), признал: «Что касается технического обеспечения, этот вопрос до сих пор еще прорабатывается» — и пообещал «принять все пожелания представителей всех фракций и депутатов и, конечно, представителей интернет-сообщества, чтобы учесть их ко второму чтению».

Представители интернет-сообщества схватились за головы, юристы компаний отказались от сна и сели писать поправки, предлагающие альтернативное решение проблемы. На сайте Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), объединяющей более 100 игроков рынка, до сих пор висит текст этих поправок, представляющих собой единую позицию отрасли. Ее не услышали.

«Хотелось бы, чтобы парламент, прежде чем принимать законы, советовался с экспертами, Интернет — очень сложная система», — говорит г-н Алексеев. С Минкомсвязи, по его словам, взаимодействие налажено, а вот с депутатами как-то не очень получается: «В профильном комитете нет ни одного представителя нашей отрасли, никого! Это все равно как балерина будет управлять танковым заводом!»

Можно не сомневаться: к следующим выборам в Госдуму интернет-компании отнесутся с большим вниманием, чем к предыдущим.

Пока же г-н Алексеев, к примеру, регулярно общается с первым замглавы Комитета по информационной политике Вадимом Деньгиным (ЛДПР), рассказывает ему про Интернет — г-н Деньгин сам попросил провести с ним «ликбез». Есть контакты и с главой комитета Алексеем Митрофановым («СР»), и с членом комитета Робертом Шлегелем («ЕР»). После того как любимица сетевой публики, глава Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина («СР») недавно предложила блокировать еще и сайты, содержащие матерные слова, и даже провела «круглый стол» на эту тему, г-н Алексеев пытается наладить общение и с ней: отправил по электронной почте ссылки на программы, которые позволяют заменять матерные слова шутливыми.

А г-жа Мизулина тем временем вместе со своим первым замом Ольгой Баталиной («ЕР») отправила заявление в Генпрокуратуру, и теперь СК расследует уголовное дело по фактам клеветы и оскорбления должностных лиц (депутатов) в Интернете...

«Их (интернет-компании. — «МК») слышат, но слышать и принимать решения — это разные вещи», — замечает г-н Шлегель, занимающийся в Комитете по информационной политике Интернетом. К тому же, признает он, «многие действительно не понимают, с чем имеют дело. Налицо культурный и возрастной разрыв, некоторые говорят: «А чё мы будем их слушать? Да кто они такие?»

В Интернете бытует мнение, что депутаты в своей массе — дремучие, кондовые такие ретрограды, которые просто «ничего не понимают». Лохи, одним словом. Между тем подавляющему большинству из них палец в рот класть категорически не рекомендуется, а наиболее опытные и развитые интеллектуально представители этой столь непопулярной в обществе группы населения поднаторели в беспринципной политической игре и демагогии.

Но главные решения принимают не в Госдуме. «На работу парламента большое влияние оказывает Администрация Президента, все прекрасно это понимают. Мы надеемся на конструктивный диалог и на встречу с президентом, в ходе которой можно было бы объяснить нашу позицию и внести предложения», — говорит г-н Алексеев.

Значит, и их дороги ведут в Кремль. Пока никакого ответа на обращение по поводу «антипиратского» закона, направленное в Администрацию Президента, не получено. А Дума осенью собирается принять законопроект об административных штрафах для провайдеров и даже операторов связи за пренебрежение «антипиратским» законом и обещает распространить действие последнего на фонограммы, книги и программное обеспечение...

Между прочим, еще в 2008 году созданная фракцией «ЕР» рабочая группа под руководством тогда первого вице-спикера, а сейчас — начальника Управления внутренней политики Администрации Президента Олега Морозова пришла к выводу, что нужен базовый закон об Интернете: слишком много специальных понятий и новых реалий, требующих юридического определения. Но его до сих пор нет.

С депутатами и Кремлем у интернет-компаний (почти 5% ВВП — не нефтянка, но все же) не очень получается еще и потому, что страх перед «оранжевой революцией», овладевший российской властью почти 10 лет назад, модифицировался в страх перед «оранжевой сетевой революцией». Интернет — царство социальных сетей, в которых обитают хомячки и навальные, — воспринимается как враждебная, оппозиционная среда. Та, где собираются подписи под предложением распустить Думу, провести досрочные выборы, где изощренно изгаляются над депутатами, высмеивают их... Интернет-компании обеспечивают этой среде необходимую для жизни инфраструктуру и потому всегда могут рассчитывать как минимум на озвучивание своей позиции и позиции интернет-сообщества «белоленточниками» Дмитрием Гудковым и Ильей Пономаревым — и на недоверие со стороны подавляющего большинства парламента, пребывающего в иллюзии, будто все в реальной жизни можно исправить, заблокировав в виртуальной жизни сайты, страницы, адреса, ресурсы и плохие слова.

Кстати, на том «круглом столе», где речь шла о мате, известный эксперт по Интернету, глава компании по IT-консалтингу Игорь Ашманов сгоряча воззвал к депутатам: «Да что вы их слушаете? Они же между собой вас иначе как «Госдурой» и «взбесившимся принтером» не называют!» Г-н Митрофанов обиделся: «Мы тоже можем им сказать все, что о них думаем!»

Но удержался, не сказал. Они и так знают, кто что о ком думает: из Интернета.

Дума в Интернете

Наступая на интернет-свободы, Госдума одновременно пытается продвинуть свой интернет-продукт в Сети и предлагает тем, кто хочет знать, все больше и больше информации. На личной страничке каждого депутата теперь можно почитать его выступления в зале заседаний и внесенные им законопроекты, посмотреть, как он голосовал по любому интересующему вас вопросу. Здесь же — декларация о доходах и имуществе его и его супруги, но почему-то лишь за последний год (сравнить с данными за предыдущие годы невозможно).

По иронии судьбы, именно пристальное внимание интернет-аудитории к ненавистной ей Госдуме обеспечивает некоторый рост популярности пару лет назад совсем сонного сайта. По данным «Яндекса», самое большое количество посещений за январь—август 2013 года (22 556) было зафиксировано 3 июля — в тот день, когда депутаты скандально принимали законопроект о реформе РАН: граждане смотрели трансляцию. Вторым в рейтинге (18 тысяч посещений) стал день 20 февраля, когда бывший глава Комиссии по этике Владимир Пехтин, запутавшийся с американской недвижимостью, объявил, что покидает парламент. 17 апреля более 17 тысяч человек смотрели отчет правительства Дмитрия Медведева перед Госдумой, а 25 января более 14 тысяч человек заходили на сайт Госдумы, чтобы посмотреть трансляцию обсуждения законопроекта о запрете пропаганды гомосексуализма в первом чтении.

В скором времени планируется размещать на сайте сканы запросов и обращений депутатов в разные органы власти и ответов на эти запросы, а также сканы обращений граждан в Госдуму и информацию о результатах рассмотрения этих обращений.

Из аналитических материалов Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ следует, что пока в электронном виде поступает примерно пятая часть обращений граждан. В июне, например, самыми многочисленными группами ходоков были пенсионеры (69%) и привлеченные к уголовной ответственности (22%). С отслеживанием хода рассмотрения своих обращений в Интернете у пенсионеров могут быть проблемы, особенно если это не жители крупных городов или малоимущие.

Между прочим, одной из наиболее популярных тем обращений в июне (последнем перед каникулами месяце) стал «антипиратский» закон. Вот выдержка из письма, пришедшего на Охотный Ряд: «Как вы предлагаете нам, обычным людям со средним доходом семьи, слушать и смотреть фильмы и музыку? Интернет — это прежде всего Сеть, в которой можно найти все, что нужно для полного счастья. Тогда как же мы будем смотреть фильмы? Сейчас их все просто скачивают и спокойно наслаждаются просмотром. Такая же история с музыкой. Сейчас половина аудиозаписей ограничена. Как мне теперь слушать любимые песни?»

Чтобы имеющие глаза могли увидеть, 24 июля открылся новый портал «Видео-Дума» (до конца года он будет работать в режиме опытной эксплуатации). Здесь размещаются видеоролики с выступлениями депутатов в зале заседаний и на различных мероприятиях, их комментарии на злобу дня. Сейчас на портале уже более 4600 роликов. Звездой экрана предсказуемо стал Владимир Жириновский (172 ролика, 3503 просмотра). На втором месте — спикер Сергей Нарышкин (1048 роликов, 2009 просмотров). На третьем — депутат-коммунист Николай Коломейцев (356 роликов, 1919 просмотров).

«Предусмотрено организовать обучение сотрудников аппарата, ответственных за портал, и консультирование депутатов по вопросам его использования, снят учебный видеоролик», — сказал «МК» советник спикера Максут Шадаев.

К ноябрю 40 помещений в здании на Охотном Ряду, включая залы, где проходят различные официальные встречи и комнаты, где заседают думские комитеты и комиссии, должны быть оборудованы техникой для съемки и трансляции происходящего на видеопортал. «Со всеми руководителями комитетов согласовали, сколько камер будет в той или иной комнате — в зависимости от ее размера. Одна станет снимать общий план, а от 2 до 4 — следить за ходом выступлений и включаться при нажатии кнопки на микрофоне», — говорит г-н Шадаев. Решение о том, прямой будет трансляция заседания комитета или на сайте появятся лишь избранные цитаты, примет сам комитет. По словам г-на Шадаева, «руководство палаты заинтересовано в максимальной открытости, и в планах рекомендуется прямая трансляция».

Едва ли многие комитеты решатся на такое: часто показывать им нечего (заседания проходят «опросным путем», когда депутаты просто подписывают подготовленный руководителем и аппаратом текст заключения на тот или иной законопроект). Или некого: на заседание приходит председатель с пачкой доверенностей о передаче ему права голоса и пара неугомонных депутатов...

Но некоторые обещают, что все будет. Так, глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) смело заявил: «Должна быть чрезвычайная ситуация, чтобы в нашем комитете трансляция была отключена!» Этот комитет, кстати, занимается законодательством о некоммерческих организациях.

Специальным приложением для iPad «Думасофт», которое предлагается всем депутатам (оно позволяет оперативно отслеживать новые законопроекты и знакомиться с тем, что пишут о них в Сети), пока активно пользуются 167 депутатов и их помощников да некоторые журналисты. Всего же депутатов 450... Почему не все? Одну из причин раскрыл в разговоре с «МК» Владимир Федоткин (КПРФ). Ему далеко за 60, но он считает себя «активным пользователем Интернета». iPad у депутата есть, и приложение туда закачано, но с ним работают помощники, которые делают подборки материалов по нужным темам. «Иначе невозможно — времени просто нет на все это!» — говорит г-н Федоткин.

...Когда наших депутатов начинают ругать за тот или иной принятый ими закон, они в последнее время утешают себя тем, что тот, кто ругает или критикует, текст-то сам не читал и «пользуется непроверенной информацией из Интернета». А вот когда прочитает — сразу поймет, какой на самом деле закон хороший!

Блажен, кто верует. К счастью для депутатов, еще не все избиратели научились читать тексты некоторых принятых законов, хотя это можно сделать — в Интернете.

СПРАВКА "МК"

По данным «Яндекса», с января по август 2013 года на сайт Госдумы заходили 1 664 696 раз. Львиная доля посетителей (91,2%) — россияне.

Первая десятка рейтинга по странам выглядит так: Россия, Украина, США, Германия, Великобритания, Казахстан, Беларусь, Молдова, Франция, Польша.

793 раза заходили на сайт Думы из Грузии, 311 — из Таиланда, 842 — из Турции, 79 — из Египта, 44 раза — с Каймановых островов, 2 — из Ливии, по одному — из Боливии, Папуа — Новой Гвинеи, Тринидада и Тобаго, Ватикана. Значит, россияне и на отдыхе следили за деятельностью депутатов — или сами депутаты, находясь на отдыхе или в командировке, не отрывались от коллектива.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру