«Синдром Митрофанова». Депутатов-прогульщиков накажут рублем

В Госдуме обсуждают технические детали выявления отсутствующих

6 октября 2014 года, выйдя с Совета Думы, первый вице-спикер Иван Мельников (КПРФ) сообщил журналистам, что руководство палаты приняло решение создать межфракционную рабочую группу, которая придумает, как наказать рублем депутатов-прогульщиков. Группа будет создана на базе двух комитетов — по конституционному законодательству и по регламенту и организации работы Думы.

В Госдуме обсуждают технические детали выявления отсутствующих
Иван Мельников

По сведениям «МК», вопрос был поднят первым замглавы фракции «ЕР» Николаем Булаевым. Никто не удивился: в последнее время эта тема («некоторые тут месяцами на работу не ходят, а зарплату получают!») неоднократно поднималась депутатами в связи с историей члена фракции «СР» Алексея Митрофанова, который сразу после того, как палата дала согласие на возбуждение против него уголовного дела, сильно заболел и вот уже несколько месяцев проходит лечение за границей (по его словам).

А еще была история с Ильей Пономаревым (формально — фракция «СР»: он с лета не возвращается из-за границы, потому что боится, что его не выпустят вновь как должника...

«Как можно лишать депутата зарплаты за прогулы, если невозможно юридически достоверно установить, что он прогуливает?» — возникает естественный вопрос у любого, кто мало-мальски знаком с думской практикой. Ответа на него нет.

Голосование в зале — электронное, карточками. Регламент Госдумы утверждает, что депутат голосует лично, более того — «соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата Государственной думы как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным». Но тот же регламент позволяет депутату «по уважительным причинам» передать свой голос коллеге, оставив доверенность на его имя — эти доверенности должны храниться в Комитете по регламенту. Перечень уважительных причин включает «направление в командировку» по распоряжению спикера или первого вице-спикера, «участие в выполнении поручений Госдумы и Совета Госдумы, исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации», болезнь, отпуск, рождение ребенка, регистрацию брака, смерть близких родственников, «иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы».

Написал конкретный депутат доверенность или нет — узнать невозможно, информация даже об их количестве огласке не предается. Депутат может месяцами отсутствовать, а карточка для голосования исправно регистрирует его присутствие и объявляет о его волеизъявлении по каждому поставленному на голосование вопросу...

Митрофанов сам заявил, что его физически в стране нет, и доверенности не оставил: его карточка не голосует. Карточка Ильи Пономарева тоже подтверждает факт объявленного им самим отсутствия: не голосует. А как быть с Константином Ширшовым (КПРФ), который в конце мая был приговорен к 5 годам лишения свободы и взят под стражу в зале суда? Он дожидается рассмотрения апелляции в Верховном суде, но при этом как бы находится в зале заседаний, исправно голосуя... Наверное, оставил доверенность коллегам по фракции. Наверное.

Как быть с ним? Наказывать за прогулы или пребывание за решеткой считать «обстоятельством непреодолимой силы»?

Пока не очень понятно, и как можно наказать рублем депутата даже в случае достоверно установленного факта прогула. Премий у них нет, а зарплата складывается из т.н. ежемесячного денежного вознаграждения (ЕДВ), помноженного на определенный коэффициент. С 1 сентября 2014 года ЕДВ составляет 82 тысячи рублей, зарплата депутата — 432 тысячи «грязными», 376 тысяч «чистыми». По сведениям «МК», обсуждается такая схема, которая позволит лишать за прогулы всех выплат сверх ЕДВ.

Но сначала надо все же решить проблему «виртуального» присутствия в зале, а она разрешения при нынешней системе голосования не имеет. Фракции заинтересованы в том, чтобы карточки для голосования были у их руководства под контролем и использовались так, как решила партия. Ходят при этом депутаты на заседания или нет — вторично.

Для того чтобы в 2010 году в регламенте Госдумы появился перечень уважительных причин для отсутствия, потребовались множество скандалов и выговор тогдашнего президента Медведева. Депутаты говорили, что теперь-то они разработают меры ответственности для прогульщиков. «Сколько месяцев или лет на это потребуется — неизвестно», — писал «МК».

Прошло четыре года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26643 от 7 октября 2014

Заголовок в газете: Голосуй или прогуляешь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру