Зима заморозит интенсивные бои в Новороссии?

Перемирие под «Градом»

В ДНР объявлен режим прекращения огня — украинские генералы прибыли в Донецк, чтобы провести в очередной раз консультации в рамках Минских соглашений о перемирии. Собственно, о мире говорить пока не приходится, пока лишь договорились прекратить огонь.

Перемирие под «Градом»
Донецкие подъезды.

Тяжелую технику и артиллерию Киев по-прежнему отказывается отводить из пригорода. Украинские «Грады» и минометы уже нещадно поливают северные окраины Донецка. И то ли специально, то ли мажут, но попадают аккурат в жилые дома, школы и больницы. В Куйбышевском, Киевском, Петровском районах невообразимая картина: артиллерия бьет по городу, кругом — страшные взрывы «Градов», от которых ноги становятся ватными, разрушенные здания, но при этом по улицам ходят люди, ездят автомобили...

Под взрывами приходится и хоронить погибших. Украинская артиллерия начала активно обстреливать поселок Азотный как раз в тот момент, когда отпевали и хоронили 12-летнего мальчика, который не успел добежать до подвала и погиб в метре от него. Тогда же в окно жительницы Азотного залетел снаряд и убил ее, она была матерью ополченца, в квартиру, где и погибла, она переехала после тотального обстрела своего предыдущего жилья...

— Сколько еще нужно смертей, бессмысленных смертей? — спрашивает учительница того погибшего семиклассника. — Что мы им сделали? Гибнут женщины, дети, старики...

Донбасс выживает в невыносимых условиях. Люди без копейки денег и под огнем. И неизвестно, что страшнее. С 1 декабря решено выплачивать пенсии из бюджета ДНР, но и тут проблема: Киев отключил Донбасс от серверов — и теперь просто непонятно, кому конкретно нужно выплачивать эти деньги, списков пенсионеров и льготников нет. Его нужно создавать заново, лично обходя каждую квартиру. Начал работу Банк ДНР, и все предприниматели должны перерегистрироваться до 25 декабря, после чего платить налоги уже в ДНР. Теперь это настоящее отдельное государство...

После нарушения режима прекращения огня закончились и все обмены военными. Власти ДНР решили их прекратить еще и потому, что украинская сторона вместо солдат и офицеров подсовывает обычных сворованных на блокпостах людей. Передо мной сидит Виктория Прокопчук, молодая мама двух девочек, которая не может сдержать слез — ее мужа арестовали, кода он ехал из Мариуполя в Донецк.

— Мой муж никакого отношения к ДНР не имеет! Он раньше работал водителем, теперь у нас работы нет, он решил возить канцтовары в Днепропетровске и Мариуполе. Его арестовали на блокпосту «Айдар», и теперь муж сидит у них в пыточной в аэропорту. Просто за донецкую прописку.

Виктория Прокопчук обратилась в комиссию по обмену военнопленными ДНР, ее заявление приняли, также она обратилась и в мариупольские органы милиции, но мужа решила ехать вызволять сама... Таких историй в Донецке — сотни.

Сколько продлится перемирие — неизвестно. Как говорят, до первой ротации украинцев в аэропорту. Потому что причина всех обстрелов севера Донецка — бои за аэропорт. Тут он практически примыкает к городу, отсюда и беда. Одна часть под ополченцами, вторая — под украинскими силовиками. Аэропорт блокирован ополченцами, но не окружен. Под зданием, от которого, кстати, почти ничего не осталось, — много подземных этажей. Выходы коммуникаций со стороны летного поля есть аж за несколько километров в украинском тылу. То есть существует коридор, по которому Киев меняет своих бойцов в аэропорту. Стрельба начинается, когда украинцы пытаются подвезти боекомплект и провиант своим солдатам... Это порождает дуэли артиллеристов, в результате которых и гибнут жители северных районов Донецка. Многие говорят, что нет стратегического смысла во взятии этого аэропорта, но украинцы не перестают в него вгрызаться. И чтобы взять объект, ополченцам необходимо окружить его не просто по периметру аэропорта, а взять прилегающие поселки.

Буквально десять минут езды — и другая жизнь, спокойная, мирная, местами даже шикарная. В центре города уныло сверкает магазин с брендовой одеждой и обувью. Дорогущие вещи никто не покупает даже с 90-процентной скидкой.

— Осталось все, что на витринах, размеров нет, завоза не будет, все распродаем... — говорит девушка-консультант. — Вот, например, эти туфли стоят у нас сейчас три тысячи гривен, а изначальная цена была восемнадцать. Но все равно покупателей нет. Война же...

Алексей Николаев, Донецк.

Ситуацию с перемирием в ДНР и ЛНР «МК» прокомментировали эксперты

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— За последнюю неделю в Киеве усилились позиции сторонников мира. Это произошло из-за явных сигналов европейцев о том, что они больше не поддерживают агрессивную антироссийскую позицию. Пока непонятно, насколько далеко это может зайти, но ясно, что в Евросоюзе не хотят видеть Украину в НАТО и предлагают ей федерализацию, а Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини даже сказала, что востоку страны надо предоставить автономию.

Более того, после визита Джозефа Байдена стало понятно, что американцы, не желая конфликтовать с европейскими лидерами, поддержали возврат к минскому формату переговоров. До его визита Яценюк и Порошенко говорили, что считают бесперспективной эту форму, и предлагали вернуться к женевскому варианту. Тем не менее Байден дал понять Порошенко, что возврата не будет, и Порошенко «взял под козырек».

Борис Рожин, главный редактор «Голоса Севастополя» (блогер Colonel Cassad):

— Переговоры о прекращении огня в Донецке и Луганске не стали спонтанными. Им предшествовали встречи контактной группы в Горловке, Мариуполе и так далее. Но, насколько известно, все они не увенчались успехом во многом потому, что в закрытой части Минского протокола Украина, например, отказалась отдавать поселок Пески и донецкий аэропорт. Ополченцы считают, что они должны владеть этими территориями без всяких условий, а Украина предлагает обменять их на территорию вблизи Мариуполя и Донецка, а также хочет вернуть себе Новоазовск.

За последние несколько дней в донецком аэропорту были разрушены почти все строения, и бои за него потеряли серьезное оперативное значение. Стороны продолжали заявлять о своих незначительных победах, при этом неся серьезные потери. В результате украинские силовики и ополченцы пришли к выводу, что продолжать бои слишком обременительно.

Поэтому линия, намеченная в результате всех предыдущих переговоров, начала исполняться, но пока фактических мер по их реализации не видно. Я думаю, что если стороны не перейдут в наступление, связанное с внешнеполитическими причинами, из-за погодных условий и новогодних праздников интенсивность боев снизится. Но ожидать полного прекращения боевых действий не стоит — пока к этому нет никаких предпосылок.


Артур Аваков

Сюжет:

Украинский кризис

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26690 от 4 декабря 2014

Заголовок в газете: Перемирие под «Градом»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру