Минские соглашения сорвут не выстрелы военных, а действия политиков?

Не мир, но тишина

Полное прекращение огня в Донбассе, предписанное Комплексными мерами по реализации Минских соглашений с ноля часов 15 февраля, продержалось шестьдесят минут. В два ночи по Москве (в час — по-киевски) зажатая в Дебальцевском котле украинская армия начала обстрел позиций ополченцев. Те ударили в ответ... Однако в Донецке перемирие таки наступило. Последний снаряд упал в городе в ноль часов семь минут.

Не мир, но тишина
Перемирие перемирием, а четвертая волна мобилизации — по расписанию.

В воскресенье днем «громыхало» только в районе Дебальцева. Так что стороны в принципе признали, что «режим тишины» соблюдается. Хотя сообщения о единичных случаях перестрелок звучали то с одной, то с другой стороны. Но если на линии соприкосновения стороны хоть как-то перешли к выполнению пунктов соглашения, то вдали от зоны АТО, в Киеве, политики продолжали «разогревать ситуацию». Даже если не брать заявления радикального националиста Яроша, пообещавшего от имени всего «Правого сектора» не останавливать бои в Донбассе, сообщений провокационного плана из уст официальных лиц хватало. Скажем, министр иностранных дел Украины Климкин, вроде бы присутствовавший в Минске в момент переговоров, вдруг делает заявления, что амнистия не будет распространяться на лидеров ДНР и ЛНР, виновных в «преступлениях против человечности». Он же сообщил о том, что Украина не брала на себя никаких обязательств о внесении конкретных изменений в конституцию страны. Хотя для всех, кто умеет читать, эти пункты в соглашении очевидны. Обменялись «ударами» и две договаривающиеся стороны — президент Украины и лидеры ДНР и ЛНР. Порошенко еще раз заявил, что в случае срыва договоренностей готов ввести военное положение в стране. А глава ДНР Захарченко уведомил, что ДНР заявит о претензиях на всю Донецкую область, если республика не получит фактической независимости.

Как будет развиваться ситуация дальше, «МК» поинтересовался у эксперта.

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

— В той ситуации, которая сложилась в Донбассе, наивно было бы полагать, что стороны в ноль часов начнут, как английские джентльмены, ходить друг к другу в гости и отмечать совместные праздники. Очевидно, что есть много факторов, таких как неопределенность, неуправляемость, которые влияют на ситуацию помимо воли сторон к соблюдению условий перемирия. Очевидно также, что каждая из сторон будет пытаться использовать перемирие в свою пользу. Но что касается сегодняшней ситуации, то общая оценка состоит в том, что градус боев значительно снизился. Можно сказать, что в Луганской области обстрелы прекратились. А вот Донецк и Дебальцево, как и предупреждал Владимир Путин, это наиболее нервное место. И там отмечены определенные нарушения режима прекращения огня. Тем не менее та информация, которую мы получаем, свидетельствует, что между ситуацией, которая была до ноля часов, и тем, что происходит сейчас, — огромная разница. И это должно быть оценено. Но в Соглашениях есть пункты, которые носят не сиюминутный, а более глубокий характер. И которые каждая сторона трактует по-разному. Тем не менее, уважая договоренности, украинская сторона, безусловно, не должна была делать заявлений и по поводу амнистии, и по поводу конституционной реформы. Я думаю, это должно быть предметом внимания участников «нормандской четверки» и предметом мониторинга ОБСЕ. Страны-посредники должны в зависимости от поведения сторон в конфликте либо поощрять их за неукоснительное соблюдение, либо наказывать за нарушения с помощью разного рода средств, которые есть в их распоряжении, начиная от предоставления или непредоставления денег, и так далее. Не надо предаваться панике, но если нарушения есть, то это не значит, что не надо обращать на них внимание.

— А где гарантия, что страны «нормандской четверки» захотят повлиять на истинного участника срыва мирного процесса? Не свалят ли опять все только на одну сторону — ополченцев?

— Таких гарантий нет. Но здесь важно донести сегодняшнее положение вещей во всей полноте. И роль посредников и контролеров от ОБСЕ здесь очень важна. Выяснить истинные причины — это непростое дело. Но для этого есть разные технические возможности — космос, беспилотники и так далее. Я думаю, что при наличии минимальной политической воли постепенно прекращение огня войдет в систему. При отсутствии такой воли и желании что-то выгадать оно, конечно, будет нарушаться.

Сюжет:

Украинский кризис

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26743 от 16 февраля 2015

Заголовок в газете: Не мир, но тишина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру