Семеро смелых против санкций

Злоба дня

Злоба дня

Экономическим санкциям Запада в отношении нашей страны исполняется ровно год. Пришло время решать: отменять ограничения или их продлевать. Вашингтон, понятно, двумя руками «за». А вот Евросоюз раскололся: семь стран ЕС — Италия, Греция и Кипр, Венгрия, Словакия, Австрия, Испания — готовы проголосовать «против». Если верить западным источникам, к тому же мнению может прийти главный противник России в ЕС — Германия.

Впрочем, для России это не главный вопрос. Пережили прошлый год, переживем и следующий. Денег Резервного фонда, которым закрывают дыры в бюджете, пока хватает. Брюсселю и его эмиссарам придется выбрать сторону, которую он будет поддерживать в будущем. Либо продолжить играть в «любовь» с Вашингтоном, непонятно на что при этом рассчитывая. Либо возобновить экономическую дружбу с Москвой, объем которой в год достигает $500 млрд.

У всех свои праздники. Россия празднует возвращение Крыма. Евросоюз и Вашингтон отмечают годовщину экономических санкций против нас. Ограничения объявляли на год. Всем понятно, что от черноморского полуострова Россия не откажется. Но война на Донбассе резко обострила ситуацию. Именно из-за нее нам обрубили западные кредиты и поставили вето на поставку высокотехнологичного оборудования для нефтегазового сектора.

Сейчас мяч на другой стороне. Запад может продолжить пытаться топить российскую экономику в болоте или пойдет на попятную. Однако конкретное решение вряд ли будет принято. Причем сразу по нескольким причинам.

Во-первых, геополитические и экономические задачи и предрассудки представителей США и внутри ЕC отличаются диаметрально. Вашингтон, у которого торговый оборот с Россией составляет 1–2%, переживет. Тогда как Старый Свет, энергобаланс которого почти на 30% зависит от поставок из нашей страны, может не выдержать и лопнуть.

Европейский крах уже распределяет знаки различия и облачается в форму. Кому-то достанутся офицерские звания, остальные будут кормить червей в окопах. Маршальские погоны выгадывает себе Германия. Контакты немецких компаний с нашей страной весьма обширны (в России работает более 5000 совместных предприятий). Это примерно 50 млрд евро инвестиций в нашу экономику и столько же чистой прибыли для Германии.

Адъютанты — Польша и скандинавские страны. Им торговая война с Россией также влетает в копеечку, но давление США не позволяет возражать.

Только в этой армии существуют и капралы, и рядовые. Италия, Испания и Австрия назначены унтер-офицерами. Промышленные и аграрные компании этих стран теряют десятки миллиардов на потере российского рынка. Рабочие и труженики села выходят на забастовки, ВВП грозит снизиться на 0,2–0,5%. В продлении санкций они не заинтересованы.

Еще более невыгодно продлевать санкции Греции и Кипру, Венгрии и Словакии. Первые две страны тонут в пучине экономического кризиса, другие — уже сто лет завязаны на поставках в Россию.

Какое же решение примет Брюссель? Это будет зависеть от всех 28 участников Евросоюза. И конкретно от тех стран, кто еще не определился. Франция, например, пока колеблется. Болгария и Чехия — больше радеют за снятие торгового эмбарго. Их ежегодные потери превышают 20 млрд евро.

Только консенсус решит исход дела. Если кто-то будет против или просто не проголосует, то санкции снимут. Сейчас представители Евросоюза, судя по всему, только обсудят и, возможно, согласуют предварительное решение: отменять санкции или нет. Главное решение может случиться только в июне–июле — тогда истекает срок секторальных ограничений против России. Поставить крест на санкциях вынуждают контрмеры России — запрет на импорт продовольственных товаров, который за год нанес ущерб Европе в 140 млрд евро.

Нашей стране это окажется на руку. Если Запад предоставит дешевые кредиты, то рубль укрепится, а средства Резервного фонда не надо будет тратить на покрытие дыр в бюджете.

Но если нет? Тогда Европа сама себя подставит. Более того, это грозит стать концом Евросоюза. Большего политического, экономического и, что главное, идеологического раскола еще не существовало. Все тянут одеяло на себя. Германия, конечно, выживет. Италия (или Испания), для которых при сохранении санкций удар окажется фактически смертельным, и «младшие братья» (Греция и Кипр) — заранее готовятся к похоронам.

С геополитической точки зрения для России главное — не победа, а участие. Пусть Берлин и Париж — не наши. Зато Крым — наш. И это не забудут даже через сто лет. И главная причина раскола Евросоюза (почему бы и нет) — не внутренние разногласия, а фактор России.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру