Повторные парламентские выборы в Турции и привычка переспрашивать

К голосованию 1 ноября страна подошла в состоянии раздрая

Каждому народу присущи свои шаблоны поведения и Турция не является исключением. К примеру, турецкий продавец, сообщающий покупателю об отсутствии запрошенного товара, в 99 случаях из 100 столкнётся с вопросом вдогонку «Нет? Совсем нет?». И продавец и покупатель понимают всю ритуальность прозвучавшего вопроса и очевидность ответа на него, но, тем не менее, подобный диалог прочно вошёл в обиход и повторяется везде, от мелких лавок до торговых центров, с завидным постоянством. Проведение повторных выборов в Парламент (Меджлис) Турецкой Республики в ближайшие выходные, 1 ноября, некоторым образом смахивает на этот ритуальный разговор. Хотя, здесь как раз тот случай, когда конечный результат является менее предсказуемым.

К голосованию 1 ноября страна подошла в состоянии раздрая

Предыдущие парламентские выборы, прошедшие в начале лета, 7 июня, уже вошли в турецкую историю, как первое народное волеизъявление, по итогам которого не было сформировано правительство. Временное правительство переходного периода, разумеется, не в счёт. Кто-то же должен управлять страной в течение пяти месяцев, пока «неправильно» проголосовавший народ ещё раз крепко подумает и повторно самовыразится?

Почему по итогам предыдущих выборов, которые были отмечены рекордно высокой явкой избирателей (почти 84%!) и минимумом выявленных нарушений, так и не было сформировано правительство? Ответим на этот вопрос, перевернув строфу классика - «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно»: правительство не было сформировано просто потому, что это оказалось ненужным!

Прежде всего, ненужным президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, формально беспартийному, а на деле очень даже партийному, сохраняющему свой неофициальный статус «духовного лидера» ведущей политической силы страны – Партии справедливости и развития (ПСР).

Напомним, что накануне выборов 7 июня, президент со всей возможной настойчивостью «просил» у избирателей 400 депутатских мандатов для ПСР в 550-ти местном Парламенте страны. Безусловное доминирование партии, не менее чем с 330 депутатами, позволило бы Реджепу Тайипу Эрдогану вплотную подступиться к реализации своего давнего замысла – принятию новой Конституции страны, предусматривающей переход от парламентской к президентской форме правления.

Однако, те 256 мандатов, которые были получены по факту, не просто сорвали этот замысел. Череда тринадцатилетнего доминирования оказалась прерванной, поскольку ПСР оказалась не в состоянии даже сформировать однопартийное правительство. Результат для правящей партии, прямо скажем, шокирующий. «Недолёт» длиною в восемнадцать депутатских кресел означал непривычную и малоприятную необходимость садиться за стол переговоров с оппозицией и договариваться об условиях формирования коалиции.

Вполне здраво рассудив, что в нынешних условиях 330 мест - конечно, утопия, но 18 дополнительных мандатов - не такая уж недостижимая цель, ПСРовцы не стали особо зацикливаться на переговорах с оппозицией и свели дело к перевыборам. Справедливости ради стоит отметить, что попытки договориться были избирателям всё же продемонстрированы, но, выражаясь артистическим языком, ПСР свою роль «подсушили» и довольно быстро обнаружили свои истинные намерения.

Итак, в ближайшее воскресенье Турция будет повторно голосовать.

Невзирая на то, что пятимесячный отрезок времени между двумя выборами - вроде как, и не срок, не сильно ошибётся тот, кто станет утверждать, что страну он изменил. Отбросив в сторону излишние витиеватости, Турция к 1 ноября подошла в состоянии раздрая. Куда ни кинь, всюду клин.

Внешняя политика? Окончательный кризис многолетней стратегии Турции в отношении Сирии, после прямого вмешательства России. Целесообразность окончательно разошлась с практикой. Телега запряжена впереди лошади: экономика обслуживает политику, а не наоборот.

Внутренняя политика? Пропасть между партией большинства и оппозицией. Первые за тринадцать лет прочно свыклись с ролью «царя горы» и делить «холм» ни с кем не готовы. Вторые не могут договориться не только с первыми, но и между собой. Немалая доля избирателей, из числа нежелающих отдавать свой голос ПСР, смотрит по сторонам и не видит в оппозиционных движениях заслуживающую доверия альтернативу. Количество трещин, разделяющих турецкое общество, с каждым днём только растёт.

Экономика? Падение курса национальной валюты, растущая безработица, особенно среди молодежи, подскочившая инфляция, пробуксовка в реализации значимых для страны проектов и снижение уровня доверия у зарубежных инвесторов. Исторический шанс из страны-транзитёра превратиться в полноценный евразийский газовый хаб через реализацию проекта «Турецкий поток» практически упущен. Немыслимая неразворотливость турок, перехитривших самих себя, и Россия переключается на «Северный поток – 2». «Турецкий поток» грозит усохнуть до «ручейка», обеспечивающего лишь внутренний спрос самой Турции.

Общественный порядок и безопасность? Набирающая обороты контртеррористическая операция в восточных и юго-восточных провинциях страны то ли против Рабочей партии Курдистана, то ли, после вмешательства России, против «Исламского государства» [запрещенной в РФ террористической группировки], то ли против обоих. Череда терактов, в том числе, крупнейших в истории страны, сначала на востоке - в городе Суруч, а потом уже и в столице - Анкаре. Нарастающий поток беженцев из Сирии захлестнул Турцию и вызывает всё большую нервозность у местного населения. Европа, не желающая принимать новых иммигрантов, по-отечески, морально поддерживает Турцию, но обещанной материальной помощи не хватит туркам даже на «мороженое».

Не будем забывать, что это всё мы говорим про страну, последние годы прочно входящую во вторую десятку мировых экономик по объёму ВВП и претендующую на роль регионального лидера. Её успехи ещё недавно казались такими бесспорными, что Турции в 2015 году было доверено председательство в Большой двадцатке (G-20), очередное заседание которой состоится в Анталии аккурат через две недели после парламентских выборов. И как там будет смотреться принимающая сторона, пока не очень ясно.

Как поведёт себя в таких условиях турецкий избиратель, которого попросили хорошенько подумать и проголосовать 1 ноября ещё раз?

С одной стороны, в проправительственных СМИ он каждый день слышит, что корень всех свалившихся на страну бед заключается в том, что ПСР не получили достаточного вотума доверия 7 июня, чтобы продолжить свой курс на преобразования. То есть, получается, виноват «дрогнувший» и «раскапризничившийся» не ко времени народ, не оценивший развернувшихся перед ним перспектив. Но вот стоит только уполномочить ПСР и всё вернется на круги своя.

С другой, оппозиционеры обвиняют Партию справедливости и развития в том, что те «довели страну до ручки» и, вдобавок, не прислушавшись к воле народа 7 июня, сорвали коалиционные переговоры, чего до сих пор не позволял себе никто. Результатом нежелания ПСР формировать коалиционное правительство и стала нынешняя ситуация. Согласно оппозиции, страна оказалась на грани пропасти и 1 ноября последний шанс восстановить управляемость и отвернуть.

Все в Турции заняты прогнозами на предстоящие выборы. В основе рассуждений – попытка найти ответ на простой вопрос: удастся ли Партии справедливости и развития добрать недостающие восемнадцать мандатов 1 ноября или нет? Это – хороший вопрос в том смысле, что ответа на него не знает никто. Однако, значительная доля обозревателей сходится во мнении, что эпоха безраздельного доминирования ПСР, по крайней мере в её нынешнем состоянии, подошла к концу и в турецком обществе созрел устойчивый спрос на обновление власти. Прилагательное «устойчивый» означает, что сколько раз народ не переспрашивай, ответ будет тот же самый...

Иван СТАРОДУБЦЕВ, Анкара

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру