Обама готов сотрудничать с Россией в Сирии

Эксперт - «МК»: «Единая коалиция против «Исламского государства» это фикция»

Находящийся на саммите в Маниле президент США Барак Обама поделился с журналистами подробностями своей недавней беседы с Владимиром Путиным (в рамках встречи «большой двадцатки»). По словам американского лидера, он заявил о готовности Вашингтона к сотрудничеству с Москвой в Сирии, если российская сторона сфокусируется на борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация), а не со всеми силами, противостоящими сирийскому президенту Асаду. Обама отметил, что на прошедших в Вене 14 ноября переговорах по Сирии Россия проявила себе как конструктивный партнер. В то же время, противоречия между странами сохраняются — в первую очередь, относительно дальнейшей судьбы Башара Асада.

Эксперт - «МК»: «Единая коалиция против «Исламского государства» это фикция»
Барак Обама

Напомним, что согласно версии «западных партнеров», Кремль, проводя операцию против террористов в Сирии, наносит удары не только по ИГ, но и по другим группировкам, противостоящим Башар Асад. США настаивают на том, чтобы удары были сосредоточены по целям, имеющим лишь непосредственное отношение к ИГ. Это поможет наладить более тесное сотрудничество с Москвой, отметил Барак Обама.

Вашингтон, по-видимому, взял вполне четкий курс на усиление коалиции против «Исламского государства». «Мы хотели бы большего вклада в борьбу с ИГ от союзников вроде Франция, и большей концентрации на целях, относящихся к ИГ, от России, – цитирует представителя администрации Обама издание The Wall Street Journal. – Если говорить о перспективах, то мы хотели бы, чтобы это было непосредственно совмещалось и с дальнейшим сотрудничеством с Москва в вопросе выполнения венских договоренностей».

Как известно, на прошедшей 14 ноября встрече в Вене переговорщикам удалось придти к единому соглашению, согласно которому не позднее, чем 1 января, должны начаться переговоры между сирийской оппозицией и официальными властями. Кроме того, к 14 мая должен быть прекращен огонь с обеих сторон (окончания борьбы с ИГ на территории Сирия это не означает), а не более, чем через год после этого — проведены выборы.

Достигнутые в Вена договоренности очень высоко оценил госсекретарь США Джон Керри, по словам которого Сирия, «возможно, в нескольких неделях от большого переходного момента». «Не думаю, что многие люди осознают это. Но это реальность», – заявил дипломат.

Впрочем, и в вопросе политического урегулирования в Сирии между Москвой и Вашингтоном остаются разногласия, отмечает британское издание The Guardian. Так, США, – равно как и европейские страны, – требуют ухода Асада с политической арены. Россия настаивает на тезисе о том, что судьбу сирийского президента должен решать сирийский же народ. Есть и третья точка зрения, — в Тегеране полагают, что Асаду в любом случае нельзя запрещать участвовать в будущих выборах. Очевидно, вопрос о будущем сирийского президента вновь будет поднят на готовящейся конференции по Сирии, известной как «Женева-3» (сроки проведения пока неизвестны).

– Смогут ли США и Россия объединится в борьбе с ИГ?

– На мой взгляд, единая коалиция против «Исламского государства» это фикция, – отметил в беседе с «МК» востоковед, аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер ИСАЕВ. – Поскольку одной из целей России при вмешательстве в ситуацию в Сирии было сохранение Асада у власти. Конечно, о борьбе с ИГ все заявляли, но для всех стран, вовлеченных в сирийские события, это своего рода официальный предлог для вмешательства. Когда же встречаются лидеры крупных держав, они разумеется будут говорить о необходимости объединения усилий и т.п.. Фактически же цели разные: те же США, в отличие от России, постоянно призывали к свержению Асада. Поэтому то, что мы слышим — это риторика, политическая вежливость, но не отражение реальных процессов.

– Насколько реально то, о чем сказал Керри, – достижение важного переходного этапа в Сирии уже через несколько недель?

– Переговоры в Вене в связи с известными трагическими событиями, саммита G20, к сожалению, оказались в тени. Между тем, на переговорах удалось достигнуть важных договоренностей о запуске процесса мирного урегулирования в Сирии — причем к соглашению пришли абсолютно разные страны, хотя с сирийской стороны никто не присутствовал. Разумеется, сдвиги должны произойти, потому что переговорный процесс между различными игроками идет непрерывно. Сейчас сирийские события вредят всем участникам, и в регионе, и в Европе, и в США. И риторика лидеров — Эрдогана, Обамы, – смягчается. Достигнутые договоренности, конечно — лишь отправная точка для компромиссного решения, не стоит думать, что они будут точно и в срок выполнены. Но их соблюдение — наиважнейший сейчас момент, как и отдельные детали переходного процесса: как будет осуществляться подготовка к выборам, удастся ли согласовать список оппозиционных движений, допущенных до них (то есть, не считающихся террористическими) и т.д.. Пока мы видим лишь первые шаги в этом направлении. Какой-то сдвиг произойдет, но окончания войны, до всесирийского урегулирования еще очень далеко.

Читайте материал: Кремль обвинил Обаму в недостаточной поддержке в борьбе с ИГ

Сюжет:

Ввод российских войск в Сирию

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру