Из-за проблем с переводом речь Путина в Иране оказалась скомканной

Зато на переговорах с аятоллой Хаменеи была подтверждена общая позиция по Сирии

Организация газового саммита в Тегеране не оставила сомнений: для Владимира Путина это всего лишь предлог, чтобы навестить главного союзника России на Ближнем Востоке и обсудить с руководством исламской республики совместную операцию в Сирии. Всю первую половину дня президент провел с верховным лидером и главнокомандующим Ирана аятоллой Хаменеи, а, приехав, в Международный конгресс-центр, где собрались лидеры 12 стран-экспортеров, даже не смог нормально выступить. В наушниках не оказалось русского перевода.

Зато на переговорах с аятоллой Хаменеи была подтверждена общая позиция по Сирии
Владимир Путин и аятолла Хаменеи

Иран мало изменился после заключения "ядерной сделки": избушка не повернулась, как ожидали оптимисты, к Западу передом.

С огромных плакатов, которыми увешаны дома и улицы, на иранцев по-прежнему сурово глядит идеолог исламской революции аятолла Хомейни. А его преемник Али Хаменеи в своих проповедях не устает повторять: Америка - это "Великий Сатана", Тегеран никогда не будет иметь с ней дело. Хотя в Иран есть избираемые демократическим путем президент и парламент, риторика духовного лидера побеждает. Да и как может быть иначе, если Хаменеи с 1989 года является верховным правителем, формирует внешнюю и внутреннюю политику страны, руководит Армия и решает ключевые кадровые вопросы. Он даже президента может снять, если захочет.

Авторитет аятоллы в Иране непререкаем: стоило ему грозно нахмурить брови, как Правительство РФ, не дожидаясь снятия санкций, ввело запрет не только на импорт, но и любое упоминание американских товаров во всех торговых точках страны. "Закрылся даже фаст-фуд, весьма отдаленно напоминавший американский", - рассказали российские дипломаты.

Главу иранского МИД РФ Джавада Зарифа с полным основанием можно назвать самым несчастным человеком в Иране: ведь на Генассамблее ООН его угораздило пожать руку воплощению дьявола на земле - самому Барак Обама!

Министра тут же подвергли обструкции и заставили принести извинения оскорбленному иранскому народу. А аятолла Хаменеи во избежание повторных казусов выпустил распоряжение: впредь никаких контактов с американцами госслужащим не иметь. По его словам, от таких переговоров Иран в любом случае "получит не преимущества, а многочисленные проблемы".

Не удивительно, что сразу после прибытия в аэропорт Тегерана Владимир Путин отправился на встречу с Хаменеи.

Хотя российский президент, в отличие от Обамы, является полностью "рукопожатным", иранцы попросили журналистов на нее не приглашать: неверные, да еще представители второй древнейшей профессии, не должны почем зря топтать ковры резиденции духовного лидера.

По прикидкам дипломатов 99% времени на переговорах с Хаменеи должна была занять сирийская проблематика. Ирану и Россия необходимо согласовать дальнейшие действия в Сирия, включая практические шаги по оказанию помощи режиму Башар Асад, а также выработать реакцию на политику США и их партнеров. (Напомним, что Барак Обама на днях предложил Тегерану и Москва определиться - будут ли они продолжать поддерживать Асада или присоединятся к международной коалиции по борьбе с ИГИЛ. Компромиссного варианта, по мнению американского лидера, не дано).

Пресс-секретарь ВВП Дмитрий Песков сообщил, что стороны подтвердили единство мнений относительно будущего Сирии: "Политическое урегулирование в этой стране невозможно под диктовку извне, это должен решать сам сирийский народ".

Многие эксперты предполагают, что Путин, скорее всего, попросил Хаменеи о военной поддержке: уже очевидно, что без сухопутной операции ИГИЛ не победить, а сирийским войскам элементарно не хватает живой силы. По данным аналитического центра "Jane’s IHS Conflict Monitor», после вмешательства России Асад сумел увеличить подконтрольную территорию всего на 0,4%: с 30 сентября по 16 ноября сирийская армия при поддержке российских авиаударов сумела отбить приблизительно 240 кв. км территории, но одновременно с этим потеряла 120 кв. км.

В отличие от Путина, аятолла Хаменеи не давал обещаний не участвовать в наземной операции: верные ему стражи исламской революции (а, по сути, хорошо обученный спецназ) могли бы изменить соотношение сил в районах боевых действий.

Как бы то ни было, с духовным лидером ВВП проговорил больше часа, после чего отправился в Международный конгресс-центр, где должен был состояться газовый саммит.

Если раньше журналисты считали, что хуже всех к СМИ относятся китайцы, то после попыток прорваться в конгресс-центр лидер антирейтинга поменялся. Сначала выяснилось, что аккредитационные карточки сделали не всем, а без них никуда не пускают. Потом оказалось, что карточка тоже не панацея - наклеенную на нее голограмму не считывают турникеты.

Пришлось проходить проверку в "ручном режиме": женщин отвели в специальное помещение и старательно ощупали, не пропуская ни сантиметра. Хотя прямого контакта с лидерами государств у журналистов не предусматривалось, на входе изъятию подлежали все потенциально опасные предметы, включая шпильки и зажигалки. Апофеозом стало появление стражей исламской революции, обрубивших мобильную связь. Но возмущаться никто даже не пытался: буквально на днях в Иране на 10 лет посадили американского журналиста, обвинив бедолагу в шпионской деятельности....

До начала заседания у Путина была запланирована встреча с лидером Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, приглашенным на саммит в качестве почетного гостя. Но она не состоялась из-за недостатка времени: лидеры стран-экспортеров и так достаточно долго ждали, пока российский президент доберется из резиденции Хаменеи.

Официальная часть форума началась с молитвы Аллаху, а вот продолжения журналисты не поняли, поскольку перевода на русский язык в пресс-центре не оказалось (по некоторым данным, двум переводчикам также забыли оформить аккредитацию).

О каких проблемах рынка пытались поведать миру президенты Ирана, Боливии, Нигерии, Венесуэлы и прочих стран, в сумме обладающих 80% запасов природного газа, для российских СМИ осталось тайной. Но, судя по скучным лицам участников, ничего сенсационного никто из докладчиков не сказал.

Владимир Путин в своем выступлении также сделал акцент на хорошо известных вещах, подчеркнув, что газ является наиболее доступным, экономически выгодным и экологически чистым видом топлива, потребность в котором будет расти. Все это потребует больших инвестиций в освоение новых месторождений, модернизацию перерабатывающих мощностей и строительство трубопроводов, но страны-экспортеры, по мнению ВВП, не должны в одиночку нести эту нагрузку.

"За энергобезопасность надо платить всем - и экспортерам и потребителям!" - заявил президент. Примерно на второй минуте его речи остальные лидеры стали недоуменно переглядываться и стучать пальцами по ушам. А хозяин саммита Хасан Рухани нетерпеливо заерзал на стуле. Выяснилось, что перевода с русского нет и у них. "Не понятно, да?" - сочувственно переспросил Путин, но долго ждать, пока организаторы наладят трансляцию, не стал, углубившись в заранее написанные тезисы. По его поведению было очевидно, что главные переговоры это дня уже позади.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26971 от 24 ноября 2015

Заголовок в газете: На газовом саммите Путина никто не понял

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру