Переговоры в Женеве: достижим ли мир в Сирии без курдов

Сирийская оппозиция готова к прямым переговорам с Дамаском

Женева готовится принять очередную встречу, посвященная внутрисирийскому урегулированию. Изначально планировалось, что переговоры начнутся 11 апреля, однако, как заявили в Дамаске, сирийская правительственная делегация прибудет в швейцарский город лишь 15 апреля, поскольку 13-го числа в Сирии состоятся парламентские выборы, на которых должны присутствовать некоторые делегаты. Спецпосланник ООН Стаффан де Мистура, в свою очередь, пояснил, что переговоры начнутся еще без представителей Дамаска – 13 апреля, – а участники начнут прибывать в Швейцарию 11 апреля. На этот же день у ооновского эмиссара была запланирована встреча с главой МИД Сирии. «МК» побеседовал с научным сотрудником Института востоковедения РАН Григорием Меламедовым, чтобы узнать, стоит ли ждать прорывов от нового раунда переговоров.

Сирийская оппозиция готова к прямым переговорам с Дамаском
Развалины освобожденного от террористов сирийского города Эль-Каратейн

- На данный момент можно выделить два фактора, которые друг другу противоречат, – отметил эксперт. – С одной стороны, и Россия, и США очень бы хотели прорыва на переговорах, и, конечно же, будут оказывать давление на своих союзников. С другой стороны, те силы, которые воюют внутри Сирии, сейчас надеются решить проблему в свою пользу военным путем. Неслучайно в последние дни ситуация на фронтах обострилась, мы наблюдаем тяжелые бои и под Алеппо, и в других местах. Каждый участник конфликта перед переговорами хочет получить преимущество в военном смысле. Поэтому, думаю, ни Асад, ни противостоящие ему силы сейчас не готовы к серьезному прорыву. Очевидно, речь на переговорах пойдет о будущей конституции Сирии. Но здесь сразу же встает курдский вопрос. Курдов до сих пор не звали на встречи и непонятно, пригласили ли сейчас – судя по всему, все же нет. Конечно, будут приняты некие общие соглашения о сохранении территориального единства Сирии, возможно – о светском характере государства. А дальше начнутся проблемы: Асад будет говорить, что согласен принять оппозиционеров в подчиненное ему правительство — в качестве министров, например, – на что оппозиция, скорее всего, ответит отказом.

- Вы упомянули о курдах – достижимо ли, на Ваш взгляд, мирное урегулирование сирийского кризиса без участия в переговорах курдских делегаций?

- Конечно же, нет. В этой ситуации тот, кто располагает военной силой, является и серьезным игроком на переговорах. Курды же сейчас — одна из главных военных сил. Они удерживают важные позиции на севере страны и не думаю, что есть сила, способная эти территории у них отбить. Они уже провозгласили там свою федерацию, заявив о готовности принимать в нее другие сирийские регионы, освобожденные от «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка), – то есть позиционировали себя как некий альтернативный центр собирания земель. И без их участия решить ничего нельзя.

- Не являются ли нынешние переговоры преждевременными? Учитывая, что прошлый раунд завершился немногим более двух недель назад, а проблема приглашения курдов так и не решена.

- Отказ от приглашения курдов — действительно ошибка. Что же касается временного фактора, то, наверное, с точки зрения успехов на переговорах – новая встреча проходит рано. Но, с другой стороны, если бы сейчас она не была созвана, было бы плохо — важно не потерять некую общую нить.

Напомним, предыдущая межсирийская встреча прошла в марте. Общение делегатов было непрямым, однако, как сообщали представители и режима, и оппозиции, сторонам удалось обозначить контуры будущего мирного процесса. Сдержанный оптимизм демонстрировал по итогам мартовских переговоров и Стаффан Де Мистура. Как ранее заявлял «МК» один из лидеров оппозиционной делегации «Москва-Каир» Кадри Джамиль, велика вероятность, что нынешние переговоры будят прямыми: «Стаффан де Мистура, во всяком случае, поддерживает эту идею. Дамаск не против, но у него есть условия, среди которых, в частности, – не обсуждать уход Асада».

Немедленный уход сирийского президента с поста — камень преткновения не только для сторонников и противников режима, но и внутри весьма неоднородной сирийской оппозиции (в переговорах участвуют, помимо делегации «Москва-Каир», так называемая «группа Эр-Рияда» – члены оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП)). «Противоречия с «группой Эр-Рияда» сохраняются, – заявлял ранее Кадри Джамиль. – У них своя трактовка решений Совбеза ООН: они связывают переходный период с немедленным уходом Асада. Мы же настаиваем на том, что это вопрос переговоров, а не предварительное условие, по этому пункту надо искать компромисс».

Пока же известно, что в марте судьба Асада не обсуждалась вовсе. Представители ВКП 10 апреля, в свою очередь, уже выразили готовность к прямым переговорам с представителями Дамаска.

Основные вопросы, по которым предстоит договориться делегатам, неоднократно обсуждались на прошлых встречах. Речь идет, в первую очередь, о создании переходного правительства (в котором будут представлены как оппозиционеры, так и нынешние соратники Асада), разработке новой конституции и проведении парламентских и президентских выборов по окончании 18-месячного переходного периода. Даже если от идеи о немедленном уходе Асада переговорщики сумеют отойти, останется открытым вопрос об участии его в будущей избирательной кампании. Москва неоднократно заявляла, что решение должны принять сирийцы; Вашингтон же, например, выступает категорически против нового выдвижения сирийского лидера в президенты.

Военные показали освобожденный от ИГИЛ сирийский город Эль-Каратейн

Военные показали освобожденный от ИГИЛ сирийский город Эль-Каратейн

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру