Эксперты заявили, что без права вето в Совбезе ООН развалится

Константин Затулин: «Дипломатия — памятливая вещь»

Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Аль-Хусейн не может требовать от постоянных членов Совбеза ООН отказа от права вето, считает официальный представитель МИД России Мария Захарова. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков озвучил негативную реакцию Кремля по этому поводу. Тема с ограничением права вето — и прежде всего российского — в СБ ООН педалируется из-за ситуации вокруг Сирии. Но насколько реальна реализация этого сценария? Об этом мы спросили эксперта.

Константин Затулин: «Дипломатия — памятливая вещь»

Алексей Борисов, заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГИМО:

- Чтобы каким-то образом ограничить право постоянных членов Совбеза ООН накладывать вето на те или иные решения, нужно менять весь устав международной организации. Если когда-нибудь такое совершат, можно будет считать, что ООН закончила свое существование, а это будет равноценно открытию ящика Пандоры. С момента создания этой организации вопросы о реформировании Совбеза ставились практически ежегодно. Думаю, что мы имеем дело с очередной подобной историей, возникшей в угоду политическому моменту и конъюнктуре, но эта история ничем не закончится. В ином случае мы перейдем от мирового порядка к мировой анархии.

- На ваш взгляд, система вето справедлива или ее можно назвать неизбежным злом?

- Это никакое не зло! ООН была создана коалицией союзников, США, СССР, Францией и Великобританией, которые победили во Второй мировой войне фашизм и национализм. Причем до этого Лига наций приказала долго жить именно из-за того, что у нее не было подобного рода договоренностей.

- Вместе с тем получается, что когда одному из членов Совбеза что-то не нравится, он накладывает вето, а остальным приходится только разводить руками...

- Поверьте мне, наложение права вето является очень редким и серьезным случаем в практике заседаний Совбеза. В кулуарах все его члены проводят очень серьезную работу для того, чтобы не доводить ситуацию до его применения. Это и есть тот самый баланс, благодаря которому весь мир не летит в тартарары.

Григорий Ковриженко, почетный президент Всемирной федерации Ассоциаций содействия ООН:

- Право вето неоднократно помогало спасти организацию от развала, поэтому ни США, ни Китай, ни остальные члены Совбеза не готовы отказаться от него. Оно помогает великим державам сотрудничать друг с другом в любой ситуации. К тому же пока устав не предусматривает никакого ограничения права вето, а без этого провести изменения невозможно.

Я оптимист. Мне кажется, что разумные политики не рассчитывают на то, что весь мир можно изменить к лучшему при помощи одного решения. Они понимают, что никто не живет вечно: меняются правительства, меняются руководители разных уровней, меняется политика государств, но мир должен выживать. Мне кажется, что у всех разумных политиков идея выживания мира является наиболее важной, и право вето является одним из ключевых инструментов сохранения надежды на сотрудничество и мирное развитие.

Константин Затулин, глава Института стран СНГ:

- Предложение ограничить право вето является частью стратегии по формированию зловещего образа России. Возможно, кто-то надеется на то, что у Москвы дрогнут нервы и она не ветирует решение об ограничении права вето, но этого не произойдет. На самом деле на это не пойдет ни одна из стран, так как все понимают, что эта возможность для них очень важна. Дипломатия памятливая вещь, при Сталине мы решили в знак протеста против непредоставления коммунистическому Китаю места в Совбезе ООН на какое-то время отказаться работать в этой структуре. В ответ США тут же навязали международному сообществу интервенцию в Корею под эгидой ООН. Вот так, в том числе благодаря бездействию Советского Союза, американцы напали на коммунистическую Корею, что привело к развалу единой страны. После этого, несмотря на все свое плохое мнение об империализме, мы никогда больше не делали подобных глупостей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру