Путин и Медведев споют без оркестра

Почему на политической сцене России больше не видно никого, кроме президента и премьера

Почему на политической сцене России больше не видно никого, кроме президента и премьера

Политическая жизнь в России этой осенью вызывает недоумение: так пассивно партийные горланы и трибуны не вели себя, по моему ощущению, последние четверть века. Госдума нового созыва отработала уже месяц, но ее не видно и не слышно. Хотя в былые времена именно в начале нового созыва депутаты массово пытались заявить о себе. Нет и уличной политики: даже праздники 4 и 7 ноября не подняли несистемную оппозицию на заметные акции. Все «политическое меню» — это только Путин и иногда Медведев. Иногда даже кажется, что им самим одиноко без «гарнира». Что же случилось: политика умерла, стала совсем невостребованной или, может быть, ее убили? И хорошо это для страны или плохо?

Начнем с депутатов. У меня создается впечатление, что им специально пытаются заткнуть рот. Недавно было объявлено, что в регламент Госдумы вносятся поправки, запрещающие заявлять о законопроекте до его обсуждения на специальных экспертных советах, которые, к слову, еще не созданы. В «Единой России» эти изменения назвали «фильтром от идиотов». Таким образом, депутаты-популисты перестанут развлекать публику откровенно непроходными, но веселыми законопроектами: о том, чтобы все члены правительства по две недели отработали дворниками, или о том, чтобы чипировать всех школьников. Дума прошлого созыва пестрела подобными инициативами, а выдвигающие их депутаты быстро получали скандальную известность.

Сегодня не слышно даже тех, кто эту известность уже получил. Только постоянно возникают слухи, что, к примеру, Наталье Поклонской запретили общаться с прессой. Эти слухи потом опровергаются, но... она уже практически не общается.

В результате из Думы мы видим только спикера и надоевшие всем «говорящие головы» Жириновского, Зюганова, Неверова, от которых невозможно добиться чего-то новенького и интересного.

Что касается уличной оппозиции, то ее бывшие вожди либо осели в офисах, как Илья Яшин, либо ждут ребенка, либо оказались за границей (Илья Пономарев), а кто-то, как Геннадий Гудков, заявил, что ушел из политики.

«Специально внутреннюю политическую жизнь в России никто не душил. Несистемная оппозиция сейчас находится в унынии и погрязла во внутренних конфликтах, — сказал «МК» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. — На парламентских выборах ее представители получили в сумме менее 3%, хотя препятствий им не чинили, в отличие от выборов 2011 года. Оппозиция нуждается в реорганизации, но не знает, как ее провести. Продолжаются битвы внутри «ПАРНАСа», в «Яблоке» идет борьба между Митрохиным и Кацем за то, кто возглавит московскую организацию... Оппозиционная организация строится вокруг Ходорковского, но вряд ли он сможет сплотить вокруг себя многих. Так что раздрай продолжится. Оппозиция сейчас может как-то сплотиться, заявить о себе и вывести на улицы людей только на сильных эмоциях. Но для этого нужно придумать тему.

Что касается Госдумы, то ей больше не хочется быть взбесившимся принтером. После «пакета Яровой», завершившего работу прошлого созыва, нынешние депутаты ничего скандального не принимают.

— То, что внутриполитическая жизнь затихла, скорее хорошо или таит в себе опасности?

— Плюс в том, что Госдума не шумит попусту, а потихоньку пытается увеличить свое влияние на бюджетный процесс. Это лучше, чем пиариться, а законы правительства принимать не глядя.

Минус вот в чем. Внутриполитическая борьба всегда выруливает на вопрос о будущем. А что будет? Нефтяные цены остаются низкими, и есть вопрос: насколько России хватит денег и что делать, когда они закончатся? Потому что если не случится чуда, то придется идти на непопулярные меры, которые расходятся с общественными ожиданиями: повышать пенсионный возраст, налоги, сокращать чиновников и социальные программы. У нас общественного обсуждения этой темы с участием разных политических сил нет. Непарламентская оппозиция затихла, а парламентская обсуждает текущую повестку.

В итоге возможные экономические потрясения для общества могут оказаться полной неожиданностью. А если из-за этого возникнет протест, то общество не будет знать, какого политика поставить во главу этого протеста, потому что никто заранее не предлагает альтернативных путей развития. А если нет людей, которые могут систематизировать протест, удерживать его в рамках дозволенного, тогда протест может возглавить любой безответственный экстремал, что опасно не только для власти, но и для страны.

— Отсутствие внутренней борьбы может привести к разрушению всей системы управления и даже страны. Неэффективное и неконкурентное управление уже привело к развалу СССР, — поддерживает политолога экс-депутат Дмитрий Гудков. — Дефицит внутренней конкуренции нас делает неконкурентоспособными в мире. Это может привести к еще большему отставанию от других стран, ведь тут как в спорте: если ты не тренируешься, не соревнуешься постоянно на внутренних турнирах, то никакое международное соревнование не выиграешь.

— Если лидеры оппозиции это понимают и радеют за страну, то почему же они уходят из политической деятельности?

— Потому что одного убили, другого посадили, у третьего брата посадили, у четвертого бизнес разрушили, как у моего отца. Каждый оценивает риски: бороться с ветряными мельницами или как-то организовать свою жизнь. Потому что лидеры оппозиции — люди достаточно образованные, талантливые, они способны и в бизнесе многого добиться. И многие думают, что лучше: в тюрьме сидеть или пить хорошее пиво в Праге, ничем не рискуя?

— Дмитрий, а вы что для себя решили?

— Я решил остаться в политике. Но пока возьму паузу, чтобы выработать стратегию.

Ну а пока будет длиться эта пауза, которую взяли слишком многие, Путину и Медведеву придется выступать сольно, без оркестра.

Впрочем, у Кремля все-таки есть оркестр. У нас, как ни парадоксально, политикой стала культура. В том плане, что артисты, писатели и художники ставят острые вопросы будущего гораздо чаще, чем депутаты и лидеры партий. Макаревич и Акунин, Улицкая и Райкин, Ахеджакова... Вот они пока несут на себе эту тяжелую ношу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27253 от 14 ноября 2016

Заголовок в газете: Одинокий Кремль без оркестра

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру