Российский герб хотят украсить солдатскими обмотками

Однако в варианте Хирурга завуалированное напоминание о Троцком на геральдический символ не попадет

Много шума из ничего. Давнишняя формулировка Шекспира в очередной раз пригодилась для оценки текущих российских топ-событий. Нынче ее так и тянет применить к свеженькой и оказавшейся весьма «резонансной» инициативе нашего «главного байкера» Залдостанова по прозвищу Хирург: изменить российский герб, сделав его более универсальным, путем скрещивания соответствующих царского и советского государственных символов.

Корреспондент «МК» обратился к истории вопроса и выяснил, что Хирург – сознательно или по неведению – предлагает президенту Путину сделать «эксченч». Заменить двуглавым российским орлом символ проповедываемой когда-то товарищем Троцким «перманентной мировой революции», который долгие годы потаенно присутствовал на советской гербе.

Однако в варианте Хирурга завуалированное напоминание о Троцком на геральдический символ не попадет

Овцебык, котопёс, скрестили ежа с ужом... – Хирург и его команда предложили обновить государственный герб и получить в результате «продукт» «два в одном»: гибрид советского и российского.

Какими бы благими мыслями, созревшими в головах авторов, ни была вызвана такая идея, следует напомнить, что непостоянство по части государственных символов отнюдь не способствует повышению международного авторитета нашей страны. Не так уж много найдется в Европе стран, где за последнее столетие столь много раз меняли флаг, герб, гимн, как у нас. Все пытаемся подладиться под текущий момент?

Если говорить о гербе, то «пик креативности» в этом вопросе пришелся на начало 1920-х и начало 1990-х годов. Оно и понятно: это время коренных переломов в государственном устройстве страны. При создании герба большевистской Страны Советов тогдашние энтузиасты фонтанировали идеями с использованием пролетарско-крестьянской тематики – плугов, маховиков, граблей, клещей, кос, шестеренок... Их потомки для герба посткоммунистической России пытались приспособить иные символические изображения, в том числе сентиментальные березки, ели...

Результаты тех художественно-геральдических метаний хорошо известны. За семь коммунистических десятилетий весь мир успел запомнить, как выглядит герб СССР, а за последние четверть века столь же крепко укоренилось в головах людских представление о «портрете» российского двуглавого орла.

Так зачем же что-то в очередной раз менять?

При взгляде на предлагаемое Залдостановым изображение «усовершенствованного» российского герба, сразу становится очевидным его большое сходство с гербом советских времен. Но в том государственном символе имелись, оказывается, несколько «провокационных» элементов. Часть из них «главный байкер вся Руси» в предлагаемом им варианте убрал, но кое-что осталось.

А теперь подробнее.

В свое время автору этих строк довелось работать в одном институте с сыном художника Ивана Дубасова, который являлся автором государственного герба СССР. Вот что довелось услышать тогда:

– Вскоре после образования СССР, в 1923 году случился конфуз: уже была готова Конституция страны, но в ней отсутствовал один их важнейших разделов – описание герба. Потому что этот государственный символ большевики еще попросту не успели создать, – пояснил Александр Иванович Дубасов, неоднократно слышавший эту историю от отца. – Результаты объявленного незадолго до того открытого конкурса оказались не слишком удачными. Из всех вариантов комиссия ЦИК с одобрением отнеслась лишь к одному, представленному художником В. П. Корзуном. Однако и его эскиз еще нуждался в основательной доработке. Одним из главных недостатков «корзуновского» герба посчитали то, что в нем надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сделана лишь на русском, а требовалось ее изобразить на языках всех шести республик, входивших тогда в Союз.

Срочную «модернизацию» герба ЦИК поручил Гознаку. А там решили доверить ответственную работу своему молодому художнику Ивану Дубасову. Опекал его заведующий Художественно-репродукционным отделом В. Н. Адрианов. Именно этот человек подсказал в свое время Корзуну идею – вставить в герб изображение земного шара. И теперь он передал Ивану Ивановичу специально сделанную фотографию глобуса, на которой собственноручно провел тушью линии параллелей и меридианов.

Этот снимок долгие годы потом хранился в домашнем архиве Дубасовых. Интересен ракурс, который был выбран по указанию Адрианова: «шарик» сфотографирован так, что территория России оказалась отодвинута несколько вбок, зато по самому центру «картинки» находятся юго-восточная часть Европы, Ближний Восток и земли древнего Израиля!

– Помню, отец под большим секретом поделился со мной подозрениями, что такое изображение глобуса, мол, символизирует пресловутую идею «перманентной мировой революции», которую активно проповедовал опальный вождь Троцкий. Кроме того можно ведь увидеть в этом и намек на грядущее торжество сионизма, – рассказал Александр Дубасов. – Однако менять самостоятельно ракурс, поворачивать земной шар на гербе в другое положение Иван Иванович не стал: решил, видимо, что это не его ума дело.

Так, с завуалированным намеком на троцкистские идеи, и был утвержден советский государственный герб! В нынешнем залдостановском варианте эта «мина замедленного действия» убрана, место земного шара занял двуглавый российский орел. Однако обрамление осталось прежнее – «дубасовское». Речь идет о двух снопах колосьев, перевитых красной лентой.

– Отец решительно отказался от предложенного Корзуном изображения с одной стороны виноградной лозы, нарисовав два одинаковых снопа колосьев. Когда члены комиссии, принимавшей эскиз герба спросили художника: «А что это у вас – пшеница или рожь?» Он не растерялся с ответом: «Это обобщенный символ злаковых культур, характерных для сельского хозяйства России!» На том и порешили... А вот с девизом про «пролетариев всех стран» на нескольких языках у отца никак не получалось. Задачу усложнило и еще одно дополнительное условие: компоновка герба не должна сильно изменяться при возможном в будущем увеличении количества республик, входящих в СССР. Решить проблему Ивану Ивановичу помогла неожиданно пришедшая в голову мысль: что, если на гербе ленту с надписями закрутить вокруг колосьев наподобие обмоток, которыми в годы войны красноармейцы обертывали ноги?! Своей «обмоточной» идеей художник поделился с заместителем директора Гознака А. Я. Сухих. Тот предложение одобрил, но строжайше запретил впредь сравнивать ленты герба с солдатскими обмотками: «А то получится дискредитация государственного символа!»

Удобство компоновки, придуманной Дубасовым, подтвердилось через несколько лет, когда число союзных республик выросло до одиннадцати, потом – до пятнадцати... Соответственно этому увеличилось и количество оборотов лент на гербе. Конечно, сравнение этих гербовых элементов с утилитарными обмотками-портянками никем в СССР не афишировалось. Ну а теперь, много лет спустя, это «ноу-хау» художника Ивана Дубасова вновь возникло из небытия по желанию московских байкеров-«волков» и их предводителя.

Может, хотя бы рассказанная здесь история охладит их порыв к осуществлению изменений в гербовом вопросе?!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру