Битва за Ракку началась: чем ответит Турция

Курдские формирования наступают на оплот террористов в Сирии

В Сирии продолжается масштабное наступление у города Ракка, являющегося главным оплотом «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ террористическая группировка). Во вторник, 6 июня, в город с востока вошли подразделения «Сирийских демократических сил». СДС, в которых главную роль играют курдские формирования, рассматриваются Вашингтоном как ключевые для освобождения Ракки, поэтому не так давно США приняли решение о поставках им стрелкового оружия и бронетехники. Предполагается, что взятие города не только ослабит позиции ИГ, но и укрепит влияние американцев в Сирии. По мнению экспертов, если Ракка будет освобождена силами США и СДС, под контроль сирийского президента Башара Асада она уже не вернется. Но есть и другие немаловажные аспекты проходящей военной операции.

Курдские формирования наступают на оплот террористов в Сирии

Агентство Reuters сообщает, что турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым заявил о готовности его страны вмешаться в операцию у Ракки, если она будет угрожать интересам Анкары. Напомним, вопрос участия курдов в военных действиях в Сирии и поддержка их американцами – крайне болезненный вопрос для Турции. Курдская партия «Демократический союз», военные подразделения которой входят в СДС, рассматривается турками как террористическая. Более того, в Анкаре опасаются, что, одержав победы на сирийской земле, курды начнут активнее действовать и на турецкой территории.

Однако, полагает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий ЕГОРЧЕНКОВ, переоценивать «угрозы» Турции не стоит.

«С самого начала операции по взятию Ракки США делали ставку на курдские формирования, что, конечно, не устраивает Анкару, – напомнил эксперт. – Турецкие стратеги, очевидно, полагали, что операция будет проводиться их силами, но их надежды не оправдались – возможно, Вашингтон намерено желал продемонстрировать туркам, что далеко не только они являются ключевыми партнерами для США в противостоянии на севере Сирии. Но не думаю, что все это станет неким триггером для конфронтации между Вашингтоном и Анкарой. Было бы очень смело представлять себе, как турки, в обход обязательств перед США по НАТО, начинают проводить собственную операцию, понимая, что курдские подразделения у Ракки на месте координируются американскими военными советниками. Грозные заявления Анкары будут звучать и дальше, как это было и ранее. Разница лишь в том, что сейчас Турция дает понять: после взятия Ракки курдские подразделения должны отступить на прежние позиции».

Но не стоит забывать, что главный враг, с которым сейчас ведется борьба, – ИГ. К сожалению, бытует мнение, что, потеряв свою «столицу»в Сирии, группировка сразу же ослабнет и покончить с нею будет совсем не сложно. Такие иллюзии, тем не менее, напрасны.

«Возможно для части сирийских джихадистов освобождение Ракки и может стать сигналом, что ИГ в Сирии проиграло, – отмечает Дмитрий Егорченков. – Но само по себе взятие города, по сути, не решает ни одну из задач, стоящих и перед международной коалицией, возглавляемой США, и перед Россией, и перед режимом Башара Асада. ИГ – сетевая структура, и ее привязка к географии очень условна.Не факт, что ключевые управляющие органы группировки вообще находятся на Ближнем Востоке. По сути же со взятием Ракки мало что изменится, разве что местное население будет меньше страдать. Хотя и этот аспект весьма неоднозначен. В этом регионе часть местного населения достаточно сдержанно относиться к ИГ, поскольку и исламисты там ведут себя не так жестоко, и потому что сконцентрированные там сунниты в какой-то степени воспринимают боевиков если и не как своих, то как частично близких по духу».

Опасения по поводу того, что, со взятием Ракки город уйдет из орбиты влияния и Дамаска, и Москвы, имеют основания, также считает эксперт.

«Американцы рассчитывают, что смогут сформировать некий анклав, через который смогут отстаивать свои интересы в послевоенном устройстве Сирии, – подчеркивает Дмитрий Егорченков. – Надо понимать, что для США этот район с геополитической точки зрения крайне важен, так как позволяет фактически «срастить» северные территории Сирии с северными же территориями Ирака. С этого плацдарма Вашингтон сможет эффективно воздействовать и на Турцию, и на Иран, и вообще поменять расклад сил на Ближнем Востоке. Главный вопрос – получится ли это у американцев? Ведь и сами курды не едины в своем отношении к ним. Поэтому США, конечно, будут работать в этом направлении, но не факт, что достигнут желаемого результата».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру