Американский законопроект об ужесточении санкционного режима раскритиковали министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн, которые выступили с совместным заявлением. Их недовольство вызвало прежде всего то, что документ дает возможность налагать санкции на торговлю газом и строительство газопроводов в Европе. По их мнению, США просто стремятся занять роль России на европейском нефтегазовом рынке. «Кто и как поставляет нам энергоресурсы, мы решаем в соответствии с рыночными правилами открытости и конкуренции», — сказано в заявлении политиков.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал недовольство европейских партнеров объяснимым. «Дело в том, что многие фермеры и промышленники в Германии несут прямые убытки в связи с этими санкциями», — пояснил он.
Подробнее: Кремль прокомментировал неудобные вопросы Путину во время прямой линии
«На первом этапе санкций, в 2014 году, европейцы действительно потерпели некоторый ущерб от наших контрсанкций, связанных с сельхозпродукцией, — отметил в разговоре с «МК» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. — Правда, этот ущерб очень быстро был преодолен, и показатели экспорта сельхозпродукции ЕС 2015 года даже выросли по сравнению с предыдущими годами. То есть они перекрыли тот массив экспорта, который они поставляли в Россию, за счет других направлений.
С другой стороны, если говорить об ограничениях наложенных Евросоюзом на торговлю с Россией, безусловно, немецкий бизнес упустил некоторую выгоду. Ведь немцы — одни из главных инвесторов в России. Не случайно немецкое бизнес-сообщество периодически напоминает правительству ФРГ о своем желании изменить ситуацию и снять санкции. Но поскольку есть согласованное политическое решение и запрос общественного мнения, в целом предприниматели солидарны с правительством ФРГ и готовы терпеть. В этом смысле Меркель ничего не теряет. Так что ущерб Германии от санкций есть, но я бы его не переоценивал».
«Европейские фермеры, конечно, несут убытки, но речь идет об отдельных домохозяйствах, и эти убытки не настолько велики, — добавляет заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова. — В целом экспорт сельхозпродукции в Россию составлял в Европе достаточно небольшую долю рынка».
Читайте материал: Страна вечнозеленых помидоров: аграрии попросили Путина продлить антисанкции