Террористы не успели использовать «бронебомбы» в сирийском Дейр-эз-Зоре

Форпост террористов — город Акербат был освобожден всего две недели назад

Форпост террористов — город Акербат был освобожден всего две недели назад. Это позволило сирийской армии деблокировать и последний их оплот — город Дейр-эз-Зор.

Сеть подземных тоннелей, завод по переоборудованию бронетехники в смертоносные джихад-мобили, что прорывались на позиции сирийских войск, не оставляя после себя камня на камне... Все это своими глазами увидел корреспондент «МК», побывавший в освобожденном Акербате.

Форпост террористов — город Акербат был освобожден всего две недели назад

Путь к городу пролегает через бескрайнюю сирийскую пустыню. Жара такая, что находиться на открытом солнце невозможно — открытые участки кожи тут же начинают гореть и покрываться волдырями. Пришедшая в голову идея о том, что на раскаленных камнях можно пожарить яичницу, тут же отметается как бесполезная из-за подозрений, что продукт тут же превратится в угли. На обочинах вдоль дороги — искореженная военная техника, разрушенные дотла поселки. Видно, что война здесь закончилась совсем недавно.

Дорога до Акербата заняла около шести часов. Пять из них — поездка на бронеавтомобилях российской военной полиции «Тайфун-К». Она оставила двойственные впечатления. Без сомнения, «Тайфун-К» — великолепная машина, способная выполнять задачи в аномально жарких условиях. Два монитора, на которые выводится сигнал с нескольких камер, позволяют наблюдать, что происходит со всех сторон автомобиля. Бронелюки открываются и закрываются без особых усилий. В салоне — кондиционер, 14 кресел с анатомическими спинками, расположенных друг против друга. Сидеть в них показалось вполне комфортно. Но многочасовая поездка в таком положении оказалась более утомительной, чем ожидалось. Виной тому — размер внутреннего пространства машины. Одетым в бронежилеты, нам ничего не оставалось, как сидеть, тесно прижавшись коленками — вытянуть ноги невозможно. При этом плечами упираешься в плечи соседа, повернуться тоже непросто.

Акербатский котел

Городок Акербат находится почти в самом центре Сирии. До войны здесь жили более 10 тысяч человек. После захвата отрядами ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в России) население уменьшилось вчетверо. Сейчас здесь не живет никто. Журналисты здесь появились впервые, район до сих пор считается небезопасным. Внезапные обстрелы позиций сирийской армии продолжаются и сейчас. Периодически слышны выстрелы — работает сирийская артиллерия. Несмотря на то что город находится под контролем сирийской армии, разрозненные группы боевиков еще кружат рядом, стараясь внезапно атаковать позиции правительственных войск. От этого горячий воздух пустыни кажется еще и наэлектризованным.

Виды разрушенного города — словно кадры из фильма с апокалиптическим сюжетом. Мертвые улицы с разрушенными домами, дороги с воронками от снарядов, по которым курсируют на пикапах с крупнокалиберными пулеметами бойцы сирийской армии и военная контрразведка «Мухабарат». Здесь держали оборону наиболее боеспособные подразделения террористов, в которые входили выходцы из стран СНГ. Эти отряды во время боев оказывали самое упорное сопротивление.

Боевики подготовили город к круговой обороне по всем правилам военного искусства. Создали многоуровневую систему защиты — построили бункеры, укрытия. Они оборудовали целый подземный город с тоннелями длинной от 100 до 700 метров, связанными между собой. Эти ходы позволяли игиловцам перебрасывать резервы.

Сирийская армия выбивала противника буквально из каждого дома. Как говорят военные, операция «Акербатский котел» не похожа ни на одну другую.

— Здесь применялись новые способы ведения боевых действий. Силами ВКС РФ наносилось огневое поражение, осуществлялось окружение тремя охватывающими ударами, после этого шло расчленение группировки противника на части, разгром и уничтожение остатков боевиков в южных районах города, — рассказал «МК» начальник штаба группировки войск ВС РФ в Сирии Александр Лапин.

Бои шли днем и ночью. Именно здесь сирийцы впервые высадили в тылу у боевиков тактический десант, что позволило завершить разгром группировки. Освобожден город был 2 сентября. Поражение боевиков позволило выйти к реке Ефрат и снять блокаду, которая продолжалось больше трех лет. Именно здесь произошел коренной перелом в борьбе против ИГИЛ, и именно отсюда началось наступление на Дейр-эз-Зор.

Как рассказал Лапин, всего в ходе боев за Акербат было уничтожено около 3 тысяч объектов боевиков, 1207 террористов, 49 танков, около 160 пикапов с пулеметами и зенитными установками, более 80 артиллерийских систем.

Основу сирийской армии, бравшей Акербат, составила 4-я танковая дивизия при поддержке добровольческой бригады и бригады «Мухабарат». С воздуха наступающих поддерживала российская авиация, активно использовались беспилотники. Именно с помощью БПЛА были обнаружены подземные тоннели, которые затем уничтожили российские самолеты.

Сейчас в городе продолжается зачистка, одновременно идет разминирование. Саперы уже очистили от мин все дороги, сейчас работают в зданиях и на прилегающих к ним территориях.

Бронеджихад

На окраине города боевики устроили кустарный бронетанковый завод. Под него переоборудовали мастерские по ремонту сельхозтехники. Работал завод с 2015 года, всего на нем было модернизировано больше 15 танков. Сейчас это печальное зрелище — пробитые авиабомбами крыши мастерских, повсюду торчат прутья арматуры, в разрушенных цехах стоят подбитые бронечудовища, которые больше никому не принесут зла.

А при террористах здесь было три цеха. В одном «умельцы» из ИГИЛ из подручных средств усиливали защиту танков и БМП. До сих пор здесь стоят три танка — два Т-62, которые техники еще не успели прокачать, и уже переделанный Т-55. Сразу его не узнать — на него наварили и навешали кучу всяких дополнительных средств защиты. К примеру, по бокам вместо фальшбортов приварена металлическая рама, которая должна была защитить механика-водителя от попадания кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов, а также противотанковых управляемых ракет. Также эта «сетка» должна была защитить боекомплект танка. На башне по всей окружности наварена металлическая ниша, куда закладываются мешки с песком, что дополнительно обеспечивало бы защиту танка от снарядов.

— ПТУР, попадая в такую защиту, не может пробить ее с первого раза. Эта конструкция позволяет вести активные как оборонительные, так и наступательные действия, — объясняет Лапин. — Самое эффективное оружие против таких танков — российские авиаснаряды. Один из них — бомба АФАБ-500 одним попаданием смогла уничтожить этот цех, выведя из строя сразу три танка

Следующий цех — самый зловещий. Здесь танки начинялись взрывчаткой, превращаясь в мощный снаряд, управляемый смертником. Для этого с танка снималась башня, после чего он под завязку нашпиговывался противотанковыми минами, тротилом и аммиачной селитрой. На мелкие кусочки разлетаются даже гусеницы. Торсионы, изготовленные из высоколегированной стали, и то разрушаются. Поражающий эффект просто ужасающий — в радиусе 300 метров уничтожается все живое. Впервые такие «бронебомбы» использовали именно в ИГИЛ.

Рядом с шахид-танком — БМП, с которой тоже сняли башню, но не успели начинить взрывчаткой. У такой машины площадь поражения до 200 метров. Как правило, такие «джихад-бомбы» используют для прорыва боевых порядков сирийской армии или атаки на артиллерийские позиции.

— Эффект от подрыва таких шахид-танков и шахид-БМП значимый, — рассказывает Лапин. — Но мы научились бороться с ними. На угрожаемых направлениях мы обязательно используем противотанковые управляемые комплексы, огневые средства дальнего действия — ЗУ-23-2 и зенитные пушки 57-го калибра. Также готовим специальные минно-взрывные заграждения, минные шлагбаумы, которые предотвращают прорыв этих машин. Мы научились бороться с таким ведением боевых действий и выявлять местонахождение танков и БМП по простым признакам — изучаем, куда ведут гусеничные следы. Этот завод был обнаружен таким способом.

По словам генерала, такие заводы были обнаружены и уничтожены в городах Дейр-эз-Зоре и Ас-Сухне. Предполагается, что такой завод работает еще в одном городке.

Дейр-эз-Зор после ИГ: вымершие улицы, залпы артиллерии и смертоносные джихад-мобили

Дейр-эз-Зор после ИГ: вымершие улицы, залпы артиллерии и смертоносные джихад-мобили

Смотрите фотогалерею по теме

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Сюжет:

Война в Сирии

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27498 от 18 сентября 2017

Заголовок в газете: Террористы не успели использовать «бронебомбы»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру