Кто поссорил нас с американцами: технология вражды

Не надо позволять пропагандистам дурить себе голову

Еще сравнительно недавно, года полтора назад, были основания утверждать: санкции санкциями, конфронтация конфронтацией, а обычные рядовые граждане в США и России отнюдь не впали в массовую русофобию или оголтелый антиамериканизм. Однако сегодня картина уже иная.

Не надо позволять пропагандистам дурить себе голову

Согласно исследованию «Левада-центра», проведенному в июне этого года, 68% россиян выступают за улучшение отношений с Западом. В то же время в феврале этого года The Washington Post писала со ссылкой на данные общественных опросов, что лишь 24% россиян относятся к США положительно. Согласитесь, 24% и 68% — цифры совсем не одинакового порядка.

Аналогичное расхождение между желанием улучшать американо-российские связи и отношением к России можно наблюдать в США. Как указывала та же The Washington Post, к России позитивно относится 31% американцев. Сопоставляя этот процент с еще более низким показателем позитивного отношения россиян к США — 24%, газета отмечала: это уровень негативного отношения друг другу, невиданный со времен холодной войны. В то же время опрос компании Gallup, результаты которого были опубликованы 20 августа, показывает: 58% жителей США считают, что в отношениях с Россией главное — пытаться эти отношения наладить. Гораздо меньший процент — 36% — ставят на первое место оказание давления на Россию.

В общем, хорошо бы, чтобы между нами воцарилась гармония, но... Большинство американцев (60%), согласно опросам, убеждены во вмешательстве Москвы в их внутренние дела, и еще больший процент россиян (78%) верит, что Вашингтон вмешивается во внутренние дела России. Так что народ по обе стороны океана, видимо, рассуждает так: пусть сначала они изменят свое поведение, тогда мы изменим свое отношение к ним.

Знакомая русская женщина, которая живет в Америке уже 30 лет и, работая все эти годы в Нью-Йорке на приличных должностях и в хороших компаниях, никогда не испытывала никакой враждебности к Родине, сейчас говорит, что есть и косые взгляды, и охлаждение в отношениях с коллегами. Может, ей это мерещится? Но другой мой нью-йоркский знакомый, тоже выходец из России, рассказывает аналогичную историю. Причем он (что в Америке, вообще-то, не принято) в лоб спросил своего непосредственного начальника, чем вызвано настороженное отношение к нему, и тот «отшутился»: «А вдруг ты русский агент и будешь закладывать в наши компьютерные программы шпионских жучков?»

На другом конце страны, в Лос-Анджелесе, знакомый бизнесмен из наших говорит о сокращении количества заказов, которое он не может объяснить ничем иным, как ухудшением отношения к нему. Внешне вроде все хорошо — все улыбаются, стараются быть «nice», ведь прямота в Америке считается дурным тоном. Но что-то явно не так.

Поговорите с американцами, живущими в России, и вы услышите похожие рассказы. Хотя в России-матушке прямолинейность грехом не считается и лицемерия меньше, чем в Штатах, но американцев открыто не обижают. Когда случается некий «харассмент» в отношении американских дипломатов (на что жаловался экс-посол США в России Майкл Макфол), то это не проявление усилившихся в народе антиамериканских настроений, а простое исполнение поручения, данного кому надо кем надо. Когда в телестудии применяют рукоприкладство к американскому участнику шоу, то это происходит не потому, что у кого-то из «патриотов» нервы не выдержали, а просто согласно сценарию — так было задумано, и американцу неплохо заплатили за участие в этом розыгрыше.

Мне думается, что сдвиг в массовом сознании и россиян, и американцев в сторону конфронтационного мышления произошел, в первую очередь, именно благодаря СМИ. В Америке, правда, нет столь откровенно пропагандистских телешоу, как на российских федеральных каналах, но там есть абсолютно оголтелые веб-сайты, блоги, радиопередачи, да и на телевидении тоже немало экстремального контента. Хорошие новости и вменяемые персонажи плохо продаются, поэтому на экран выходит в основном негативная информация и то, что попирает традиционные морально-этические нормы. В этом плане Дональд Трамп — идеальный объект для телеэкрана. А за ним неотступно следует Россия, которая, как утверждалось в публикации журнала New York, взяла Трампа на крючок и под опеку еще в 1987 году.

Впрочем, Россия и без Трампа постоянно присутствует в потоке негативных новостей. Было, правда, кое-что позитивное насчет чемпионата мира по футболу — рассказывали о хорошей организации, отсутствии эксцессов... Но ведь положительную и интересную для Америки информацию о России можно найти и в повседневной жизни. Например, можно было бы посмотреть на ситуацию с общественным транспортом в России и Америке: сравнение — однозначно не в пользу США, и тут можно было бы порассуждать о причинах отставания более богатой страны от более бедной. В московском метро каждый год пачками открывают новые станции, а в нью-йоркском — каждый день ломаются семафоры времен Второй мировой войны, допотопные стрелки, постоянно происходят сбои в движении, практически нет развития сети; зато плату за проезд повышают каждый год. Куда идут денежки, господа высокооплачиваемые «начальники транспортного цеха» Нью-Йорка? Недавно с большой помпой ввели в строй станцию метро в Нижнем Манхэттене, которая была разрушена в результате сентябрьских терактов 2001 года. Для ее восстановления потребовалось 17 лет! В Москве за это время десятки станций ввели...

В России, в свою очередь, практически исчезла ознакомительная журналистика и литературная публицистика об Америке, которая еще недавно была на страницах «Огонька» и «Большого города», в телепередачах Михаила Таратуты. А в советские времена нас знакомили с «Землей за океаном» Борис Стрельников и Василий Песков, Станислав Кондрашов и Геннадий Герасимов... Иногда их блестящие перья окрашивали картину Штатов в зловещие тона, но тогда, по крайней мере, не было примитивно-единодушного хора проклятий в адрес «пиндосов», да и подобных слов никто не употреблял... Даже в брежневские времена мы старались быть непохожими на сталинский СССР или Северную Корею. А сейчас все наоборот — все так и рвутся в разоблачители американских козней.

В антиамериканском шабаше нынешних российских пропагандистов участвуют политологи — в том числе американские. Но им отведена по сути совсем не американская роль: они должны лишь подыгрывать ведущим, имитируя «другую точку зрения». Некоторые делают это весьма искусно, вводя в заблуждение не только бабу Маню из Усть-Непросыхаева, но и видавших виды московских коллег по перу. Вместо настоящей объективной аналитики нам — зрителям, читателям и слушателям — подсовывают хорошо закамуфлированный фейк. Насчет этого есть, еще с советских времен, большие умельцы, часть из которых трудится на Родине, а часть — на дальних рубежах, куда Родина пошлет в том или ином качестве. Бывает, что и в качестве диссидента.

Анализируя причины катастрофически плохих отношений между США и Россией, журналист Кит Гессен пишет на страницах The New York Times, что есть много разновидностей американских советологов и специалистов по России, но все они никуда не годятся. Это благодаря им политика США в отношении России, по определению профессора Джорджтаунского университета Анджелы Стент, раз за разом проходит одну и ту же эволюцию: каждая новая администрация начинает с попыток улучшить связи с Россией, а потом лишь ухудшает их.

Российская власть тоже ухудшает отношения с Америкой, но явно не по причине некомпетентности, а осознанно: чем злее образ врага, тем крепче сплоченность народа вокруг «ленинского Центрального комитета» — вернее, того, что сейчас вместо него. Американская же власть не знает, с какого края и каким образом подступиться к России — как, впрочем, и к Ираку, Сирии, Китаю, Венесуэле... Сказываются вековые традиции изоляционизма, игнорирования окружающего мира.

Они от нас очень далеки. Те, кто поближе, и относятся лучше — или, по крайней мере, с пониманием. Этим летом в Хорватии, когда я смотрел, сидя в баре, матч между сборными Хорватии и России, я услышал от официанта (еще в начале матча): «Мы, хорваты, вас, русских, любим». Вместе со мной смотрел игру англичанин, женатый на венгерке. Он ведет с Россией бизнес, а она выросла «при социализме», понимает по-русски; оба отлично относятся к русским.

Вот тебе и НАТО с Евросоюзом, куда входят и Англия, и Хорватия, и Венгрия. Значит, дело не в границах, альянсах и блоках, дело в головах. Одни позволяют дурить себе голову, другие — нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27784 от 15 сентября 2018

Заголовок в газете: Любимые враги

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру