Россия жестко ответила на нефтяной демарш Лукашенко: ударила по продовольствию

Вступает в силу запрет на ввоз фруктов

12.04.2019 в 17:13, просмотров: 409114

С 12 апреля вступает в силу запрет Россельхознадзора на поставку яблок и груш в нашу страну из Белоруссии. Ведомство в очередной раз напомнило, что продовольствие из соседней республики не отвечает санитарным нормам, а иной раз поставляется без необходимых документов. Это решение явно стало ответом на озвученное незадолго до этого требование Минска повысить стоимость транзита российской нефти по своей территории. Началась очередная торговая война между «союзными» и «братскими» государствами. Как говорится, дружба дружбой, а денежки врозь. Победителей в этом противостоянии не будет — обеим сторонам придется пойти на компромисс. Причем, Лукашенко будет вынужден первым сделать шаг навстречу, поскольку финансовые потери от испорченных отношений с Россией, окажутся гораздо больше преференций, которые он собирается выторговать.

Россия жестко ответила на нефтяной демарш Лукашенко: ударила по продовольствию
Фото: president.gov.by

Претензии к белорусской стороне со стороны российских чиновников носят предметный характер. После ввода Москвой в 2014 году продовольственного эмбарго, ограничивающее импорт ряда товаров аграрной продукции из стран, объявивших России санкции, Белоруссия стала основным перевалочным пунктом для поставки контрафактного продовольствия в нашу страну. Минск старался на полную мощность воспользоваться ситуацией и заменить утраченные россиянами излюбленные зарубежные продукты товаром, на котором красовалась метка Made-in-Belarus. Доходило до абсурда — белорусские предприимчивые экспортеры пытались наладить поставку в Россию испанского «хамона» и немецкого «дор-блю». Как сообщал Россельхознадзор прошлым летом, за 4 года действия эмбарго было выявлено свыше 27 тыс тонн незаконно ввезенной в наше государство продукции: почти 1 тыс тонн животноводческих товаров и более 26 тыс тонн — растительных изделий. Большая часть этого контрафакта была ввезена из Белоруссии и Казахстана. По данным Россельхознадзора, только за за первую неделю апреля на российско-белорусской границе было задержано почти 40 трейлеров без фитосанитарных документов или с фальсифицированными сертификатами.

Однако, при всех проблемах, в прошлом году, импорт Белоруссии в Россию вырос на 3,5% и превысил $12 млрд. Из этой суммы на поставках фруктов и овощей Минск заработал $300 млн. Обратный экспорт из нашей страны в вотчину Лукашенко увеличился в 2018 году почти на 20% — до $22 млрд. Причем в первую очередь белорусы закупают наши нефть и газ. Ежегодно Белоруссия импортирует из России около 24 млн тонн нефти. А для обеспечения внутреннего рынка Минску хватает всего 6 млн тонн. Остальное страна пускает на переработку и отправляет на реэкспорт, зарабатывая на этом до $3 млрд, так как пошлины от перепродажи нефтепродуктов Белоруссия оставляет в своем бюджете. Повысив цены за транзит российской нефти, Минск может заработать больше, чем на поставках яблок. Проблема Минска в том, что интерес России к белорусским трубопроводным мощностям заметно снизится — наша страна может нарастить экспорт по новым маршрутам в азиатском направлении.

Потери Москвы окажутся менее заметными. Да, наша страна остается крупнейшим мировым покупателем свежих яблок. По оценке Минсельхоза, уровень самообеспечения эти фруктами у нас составляет не более 25%. Правда, доля белорусских яблок на российском рынке не столь велика, как кажется — в 2017 году она едва достигала 3% или 45 тыс тонн. С одной стороны, фрукты из союзной республики гораздо дешевле, нежели из Турции: оптовому российскому покупателю килограмм белорусских яблок обходится максимум в 2,3 рубля, тогда как стоимость аналогов из других государств может доходить до 6 рублей. Запрет товаров из Белоруссии может отразиться на внутренних российских ценах на плодоовощную продукцию в нашей стране, но к их взлету явно не приведет. Особенно, учитывая весенне-летнее сезонное падение цен за импортную сельхозпродукцию.

С поставками российской нефти по территории Белоруссии несколько сложнее. Увеличение тарифа на транзит может повысить затраты российской стороны $700 млн в год. Однако тогда под вопрос может быть поставлено выделение Москвой новых кредитов Минску — последний транш на $600 млн был согласован в начале апреля. Эти средства Минску нужны позарез — иначе он не сможет рефинансировать ранее привлеченные кредиты. В свою очередь, России было бы странно субсидировать страну, которая пытается выжать из партнерских отношений максимальную сумму денег, причем, обвиняя своего ближайшего партнера фактически в мошенничестве. Поэтому компромисс Москвы и Минска неизбежен, только от возможности потрепать нервы российским чиновникам Лукашенко вряд ли откажется.

Читайте материал: "Российско-белорусская "яблочная" война: Минск пригрозил закрыть нефтепровод"

Санкции . Хроника событий