Эксперты оценили возможность военного конфликта в Арктике

Генштаб объявил «персонами нон грата» иностранные военные корабли на Северном морском пути

«Наши Вооруженные силы способны в полной мере обеспечить безопасность судоходства в акватории Северного морского пути, в связи с чем необходимости нахождения в этом морском коридоре военных кораблей других стран нет». Так ответил представителю Японии начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Герасимов, который пригласил на встречу иностранных военных атташе. Японец поинтересовался у нашего военачальника, как отреагирует Россия, если иностранные военные корабли начнут ходить по Севморпути.

Генштаб объявил «персонами нон грата» иностранные военные корабли на Северном морском пути
Межвидовое тактическое учение сил арктической группировки Северного флота в бухте Тикси. Фото: MIL.RU

Начальник Генштаба отметил также, что российская Арктика и Севморпуть относятся к зоне ответственности Северного флота. Он является межвидовым оперативно-стратегическим объединением, что приравнивает его по статусу к любому из четырех военных округов. И этот флот будет и дальше развиваться.

Может ли столь однозначная позиция в отношении иностранных военных кораблей спровоцировать вооруженное противостояние в Арктике? Позицию Генштаба «МК» прокомментировали эксперты.

По мнению председателя президиума общественной организации «Офицеры России», Героя РФ генерал-майора Сергея Липового, Северный морской путь является главной морской коммуникацией России в Арктике.

— Дело даже не в том, что наши Вооруженные силы полностью обеспечивают безопасность судоходства в Арктике, а в том, что ни у кого, кроме нас, просто нет ресурсов для полноценного нахождения в регионе. Ведь Арктика — это особое место, там сложные климатические условия, трудная навигация. И только наша страна может дать всем проходящим там кораблям правильную информацию по навигационной, ледовой, метеорологической и гидрографической обстановке. Генерал напомнил, что «у тех же американцев практически нет судов необходимого класса — что уж говорить об остальных».

— Это, кстати, стало причиной отказа от арктических учений США в конце прошлого года — ведь в случае поломки в высоких широтах экипаж единственного американского ледокола был бы вынужден обратиться за помощью к России, — пояснил Сергей Липовой.

В свою очередь, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, доцент Северо-Восточного федерального университета (Якутск) Дарьяна Максимова сказала «МК», что Россия располагает полным правом контролировать прохождение иностранных судов по Северному морскому пути.

— Севморпуть — это наши внутренние воды, которые определены международным правом. Порядок прохода этим путем определяется внутренними российскими правилами. У нас есть специальная структура — администрация Севморпути, которая принимает заявки и дает разрешение судам на его проход. Самая главная цель — обеспечение мирного судоходства.

Эксперт рассказала, что в международной практике случались споры вокруг использования подобных морских артерий — например, в Северной Америке между США и Канадой.

— В 70–80-х годах у этих стран была проблема в отношениях. США хотели пользоваться северо-западным морским проходом в Канадском арктическом архипелаге. Главным условием со стороны Канады было прохождение судов с поднятым флагом в мирных целях, — рассказала Дарьяна Максимова, которая является исполнительным директором Северного форума. — В 1988 году было заключено соглашение между Канадой и США, которое устанавливало правила прохода американских ледоколов и кораблей. Единственное, там не было оговорено прохождение подводных лодок.

— У нас есть подобные соглашения с кем-либо?

— У нас нет такого соглашения ни с одной из стран. Так что, повторю, правила пользования арктическим маршрутом определяются администрацией Севморпути, которая либо разрешает проход, либо нет. В зависимости от того, с какими целями идут суда.

С учетом того, что страны НАТО, например Норвегия, активизировали военную деятельность на арктическом направлении, возможно, стоит подумать о каких-то дополнительных договоренностях. Они могли бы снизить напряженность в отношениях, допустим, в вопросе проведения в Арктике военных учений.

— В последние годы Северный флот активно восстанавливает военную инфраструктуру в Арктике. С чем это связано?

— Военные базы на Севморпути — это вопрос национальной безопасности, это наша пограничная зона. И укреплять наши рубежи, безусловно, надо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28155 от 19 декабря 2019

Заголовок в газете: Чужие здесь не ходят