От Шотландии до Бугенвиля: новые государства могут появиться на карте

Что стоит на пути у сторонников независимости

Когда автор этих строк 30 лет назад заканчивал школу, на политической карте мира было гораздо меньше государств, чем сегодня. За прошедшие десятилетия распались Советский Союз и Югославия, раскололись Чехословакия и Судан, была провозглашена независимость нескольких новых стран. И судя по всему, актуальные на нынешний день карты придется «перерисовывать», а на флагштоках у здания ООН в Нью-Йорке появятся новые полотнища.

Что стоит на пути у сторонников независимости

Шотландия: «Вы не можете просто запереть нас в шкафу»

По итогам прошедших 12 декабря 2019 года досрочных выборов в Соединенном Королевстве третьей по численности фракцией британского парламента обзавелась Шотландская национальная партия.

На фоне боев вокруг Брекзита тема шотландской «незалежности» восстала на британском политическом ландшафте как птица Феникс из пепла. Сторонники независимости Шотландии всерьез заговорили о проведении второго референдума о статусе региона. Напомним, что в 2014 году стараниями Шотландской национальной партии был уже проведен референдум о независимости. Сторонники отделения «страны чертополоха» от Соединенного Королевства тогда проиграли – правда, не со слишком большим отрывом (за независимость высказались 45% проголосовавших, против – 55%).

За прошедшие пять лет многое изменилось. И прежде всего в связи с Брекзитом – ведь 62 процента жителей Шотландии (больше, чем в любом другом регионе страны) проголосовали против «развода» Британии с Евросоюзом. Логично, что для многих шотландцев предпочтительнее быть с Брюсселем, но без Лондона. Вдобавок надо иметь в виду, что относительно недавно парламент Шотландии принял поправку, дающую возможность участвовать в референдумах молодым людям, достигшим возраста 16-17 лет, а также проживающим в Шотландии гражданам Евросоюза, не имеющим британского паспорта. И в известном смысле такая аудитория усиливает позиции сепаратистов.

Словом, сторонники шотландского самоопределения уже заняли стартовую позицию. Однако, похоже, наткнулись на жесткий барьер, выставленный Лондоном. Британские власти с Борисом Джонсоном во главе готовы сделать все, чтобы не допустить повторного референдума о независимости. Мотивируется это тем, что в 2014 году выбор уже был сделан в пользу сохранения статуса-кво.

Но шотландская премьер-министр Никола Стерджен, окрыленная успехом ее партии на последних выборах, заявила, что Лондон не может удерживать в составе Соединенного Королевства Шотландию как в тюрьме против воли региона. Но при этом подчеркнула, что и сторонники референдума тоже пойти не могут против воли центрального правительства, поскольку без его согласия голосование не будет иметь юридической силы. «Референдум должен быть законным, потому что он должен быть принят и утвержден, если мы хотим завоевать независимость», - сказала Стерджен в интервью BBC TV.

Однако Стерджен уверена, что удастся преодолеть те препоны, которые Джонсон строит на пути второго шотландского референдума. «Вы не можете просто запереть нас в шкафу, повернуть ключ и надеяться, что все пройдет», – предупреждает политик. «Это право народа Шотландии, – обратилась Никола Стерджен к Борису Джонсону, – а вы, как лидер проигравшей в Шотландии партии, не имеете права, стоять у него на пути».

Оптимисты смотрят на проблему так: если правительство Великобритании откажется разрешить проведение референдума, и дело будет передано в верховный суд, тот должен будет принять во внимание устав ООН. Если суд постановит, что референдум соответствует требованию международного права, но правительство Джонсона все еще будет отказываться, Шотландия могла бы передать этот вопрос в ООН через другие сочувствующие страны. Не будучи вопросом, связанным с «поддержанием международного мира и безопасности» (статья 24 Устава ООН), он не пошел бы в Совет безопасности, где Великобритания имеет право вето. Он пойдет на Генассамблею, где резолюция, требующая референдума, может быть принята подавляющим большинством. Если резолюция будет иметь обязывающую силу, Великобритания должна будет выполнить ее или понести огромный репутационный ущерб.

В планах шотландских сепаратистов провести повторный референдум уже в 2020 году. И на решительные действия их могут подтолкнуть события, происходящие очень и очень далеко от «страны виски и туманов» – в южной части Тихого океана.

Бугенвиль: медь и золото

После того, как в декабре прошедшего года стали известны результаты референдума, проведенного на небольшом архипелаге Бугенвиль в Соломоновом море, стало очевидно, что карта мира может пополниться вскоре еще одним новым независимым государством.

Сейчас группа островов Бугенвиль входит в состав Папуа – Новой Гвинеи. Но уже несколько десятилетий бугенвильские сепаратисты ведут борьбу за независимость – то насильственными методами, то политическими.

Еще в сентябре 1975 года Северные Соломоновы острова в одностороннем порядке объявили о своей независимости от управлявшейся в то время Австралией территории Папуа — Новой Гвинеи, которая сама собиралась стать независимым государством. Архипелаг, тем не менее, был включен в состав Папуа-Новой Гвинеи.

В 1988 году бугенвильские сепаратисты подняли восстание и спустя некоторое время объявили о независимости островов, но восстание было подавлено. В ходе вооруженного противостояния, продолжавшегося без малого десятилетие, погибли до 20 тысяч человек.

Проведенные при посредничестве Новой Зеландии переговоры привели к созданию в 2000 году Автономного региона Бугенвиль. И что еще более важно, была достигнута договоренность насчет проведения в будущем референдума о независимости архипелага.

В преддверии референдума наблюдатели прогнозировали, что большинство голосов будет отдано за независимость Бугенвиля. Но, похоже, даже наиболее оптимистически настроенные эксперты не ожидали, что результаты голосования окажутся настолько ошеломительными: 98 процентов проголосовавших высказались за независимость своего региона.

Означает ли это, что появление на политической карте мира нового государства неизбежно? Проблема заключается в том, что референдум формально не является обязательным для выполнения, конечное слово за властями Папуа-Новой Гвинеи. Безусловно, если в Порт-Морсби проигнорируют волеизъявление бугенвильцев, это нанесет имиджевый удар по этой стране.

С другой стороны, на кону не просто забота о территориальной целостности государства, но и вопрос, связанный с ресурсами желающих отделиться островов. Речь тут и о минеральных богатствах Бугенвиля (залежи меди и золота), и о прилегающих к островам акваториях.

Так что вряд ли Бугенвиль в качестве отдельного государства появится на картах в самое ближайшее время. Многие эксперты считают, что процесс обретения государственности растянется на года, а то и на десятилетие.

«Есть много причин для задержки, – пишет издание The Economist. – Берти Ахерн, бывший премьер-министр Ирландии, который наблюдал за референдумом, говорит, что 300 тысяч с лишним человек на острове не готовы к независимости. Джеймс Марапе, премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи, утверждает, что экономика Бугенвиля слишком слаба и пообещал увеличить расходы на инфраструктуру. Главные державы региона, Австралия и Новая Зеландия, опасаются появления у себя на порогах нищего государства, в особенности восприимчивого к китайским взяткам и уговорам. Почти весь доход Бугенвиля поступает либо от центрального правительства, либо от иностранной помощи».

Пример может стать заразительным

Но даже вне сомнительных перспектив бугенвильской независимости пример островного референдума может оказаться заразительным – и не только для Шотландии, но и для ряда территорий в Океании – от находящегося в составе Индонезии Западного Папуа до принадлежащей французам Новой Каледонии.

Нам, жителям огромных стран с большим народонаселением, трудно бывает понять причины по которым тихоокеанские острова вдруг начинают бороться за свой суверенитет – да еще и не от традиционных колониальных держав, а от относительно молодых независимых государств. Но как правило, тут помимо заботы о сохранении местной этно-национальной идентичности играют роль и (как и в случае с тем же Бугенвилем) надежды, что независимость позволит получать больше выгод от природных богатств и удобного географического местоположения. В любом случае, мотивы действий сепаратистов в отдаленных уголках Земного шара, положа руку на сердце, остаются туманными.

В марте 2020 года должен состояться референдум о независимости штата Трук (Чуук), входящего сейчас в состав Федеративных Штатов Микронезии (ФШМ). Правда, центральные власти этого небольшого государства, состоящего в особых отношениях с США, обещают длительную юридическую битву за сохранение целостности страны, даже если на референдуме будет сказано «да» в пользу отделения штата, население которого составляет «целых» 50 тысяч жителей. Борцы же за государственную самостоятельность ссылаются на прецедент с отделением края Косово от Сербии. Вот таким вот бумерангом может вернуться верному американскому младшему союзнику (чтобы не сказать вассалу) Микронезии признание косовской независимости, последовавшее в декабре 2008 года.

Голосование о независимости штата Чуук должно было пройти еще в марте 2019 года, но его перенесли на следующий год. Штат Чуук имеет стратегически важное расположение в Тихоокеанском регионе, так что неудивительно, что звучат предположения, что в случае обретения независимости островное государство может попасть под китайское влияние.

А экс-президент Федеративных Штатов Микронезии Джон Хаглелгам вообще считает, что в идее о независимости штата Чуук нет ничего умного: «Я не думаю, что нужна независимость, потому что они самые слабые в экономическом отношении среди штатов Микронезии. По управлению Чуук – худший среди штатов ФШМ. Налогов в Чууке собирается меньше, чем в штате Яп (там население меньше, чем в штате Чуук – «МК»). Я не понимаю политических мотивов для отделения».

А еще   в 2020 году – теоретически – может состояться референдум о независимости Новой Каледонии, являющейся ныне французским владением с особым статусом. Правда, на состоявшемся в ноябре 2018 года голосовании большинство его участников (56,4%) отклонило предложение о новокаледонской независимости. Но исходя из соглашения, заключенного между Парижем и местными властями, новокаледонцы имеют возможность вновь проголосовать за независимость в 2020 и 2022 годах при условии, если по крайней мере треть местного законодательного собрания вынесет такое решение.

Читайте материал: Турецкая интервенция в Ливии: будут ли отправлены сирийские боевики

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28171 от 17 января 2020

Заголовок в газете: Что поставлено на карту Мира

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру