Эксперт оценил возможности армии подключиться к борьбе с коронавирусом

У вооруженных сил стран НАТО такого опыта нет

Президент Путин поставил задачу привлечь для борьбы с пандемией коронавируса ресурсы армии. Он напомнил, что у наших военных уже есть такой – военные медики и специалисты биологической защиты участвуют в борьбе с эпидемией за границей – в Италии и Сербии. По словам президента, этот опыт надо использовать и у нас в стране.

Специалисты уверены, что те же войска радиационной, химической и биологической защиты в современной чрезвычайной ситуации могут быть очень полезны стране. Об этом в интервью «МК» рассказал военный эксперт, кандидат химических наук Олег Желтоножко.

У вооруженных сил стран НАТО такого опыта нет

-У нас со времен зарождения химоружия традиционно большое внимание уделялось развитию войск радиационной, химической и биологической защиты, - говорит эксперт. - После Второй мировой войны, когда сильно пострадало наше население, вопросам его зашиты от самых разных средств поражения уделяли большое внимание. Десятилетиями во время «холодной» войны армия и страна готовилась выстоять в мировой войне, если ее все-таки развяжут вероятные противник. Были накоплены огромные мобилизационные ресурсы и резервы, в том числе и на случай войы с применением ядерного, химического и биологического оружия.

-Мы направили в Италию и Сербию несколько десятков машин для дезинфекции. В Минобороны говорят, что это лишь малая доля того, что у нас есть. Неужели действительно у нас такие запасы этой техники? Больше, чем за рубежом?

-Да, конечно. Такие резервы необходимы. Войска радиационной, химической и биологической защиты являются частью единой системы гражданской обороны страны. Это, кстати, то, в чем Советский Союз традиционно упрекали. Нам говорили: вы развиваете эти структуры потому, что всегда готовитесь к войне. Да, мы готовились. Но к обороне и защите населения. И сейчас этот опыт нам очень пригодился.

-Ну, хорошо, Сербия – небогатая близкая нам страна, и мы ей помогаем. Но Италия – развитая, богатая страна НАТО. Разве у Альянса нет таких возможностей, как у нас?

-Дело не в возможностях. Они без сомнения могут сделать такие же машины. Они самые обычные, практически как пожарные. Никаких технологических прорывов при их создании не требуется. Вопрос в подходе: мы умеем этим заниматься, а они – нет. На наших военных учениях очень часто отрабатывается методика обеззараживания и дегазации техники, защита личного состава, обеззараживание и дезактивация местности. Так что здесь дело в опыте, который у нас есть, а у них нет, поскольку такая задача перед ними даже не стоит.

-Разве НАТО не решает задач защиты собственного населения?

-НАТО, как теперь оказалось, это – структура, которая не заботится об обеспечении интересов конкретных национальных государств. Ее основная задача – поддержка войск США, где бы они не находились.

После распада Варшавского Договора все восточно-европейские страны были включены в чужую военную структуру на правах обслуги: персонала полигонов, второго эшелона по логистике и т.д. И если брать сейчас каждую из этих стран в отдельности, то в военном отношении все они ущербны.

-Но в данном случае речь об Италии – передовой европейской стране.

-Это касается и так называемой «старой» Европы. Там у каждой из стран в рамках НАТО есть некоторая специализация. К примеру, массированные танковые контингенты – это прежде всего США, потом Германия, немного – Великобритания… А вот, допустим, перед Италией или Венгрией такая задача никогда не ставилась. То есть национальные возможности этих стран сильно урезаны. Какие-либо сложные логистические задачи исполняются в основном американскими войсками.

Каждый раз при возникновении какого-либо кризиса в нем бывают задействованы в основном войска США. Европейские страны лишь бодро осуществляют поддержку. А если американцы не участвуют, то самостоятельно европейцы сделать практически ничего и не могут.

-Сейчас в развитии ситуации с коронавирусом США были заняты сами собой, своими проблемами, им было не до Европы?

-Совершенно верно. Общей команды не последовало. Как показал COVID-19, все эти «грозные» европейские структуры НАТО никакой самостоятельной стратегии не имеют. Никакого самостоятельного применения – тоже. Кроме обслуживания контингента США, выполнить ничего они не способны.

-А что наши войска радиационной, химической и биологической защиты могут сделать в части защиты населения от COVID-19?

-Пока основные задачи решает медицина, в том числе военная. И достаточно эффективно. Пока задача войск радиационной, химической и биологической защиты - быть в полной готовности. Если потребуется, они могут заняться обработкой той среды, в которой находятся люди. Это то, чем заняты наши специалисты в Италии: подготовка лечебных помещений для заболевших, дезинфекция поверхностей, дорог, зданий, очистка мебели, полов… Всего того, где имеются какие-то заметные участки зараженной местности.

-Те растворы, которые используются для дезинфекции, действительно так эффективны, что убивают все вирусы? Вреда человеку они не представляют?

-Сам вирус – это довольно простое существо с белковой оболочкой. Исходя из такой его природы, главная задача для дезинфекции – обеспечить условия для разрушения его белковой оболочки. Вирус самостоятельно не летает, только на капельках жидкости, находится, на каких-то влажных поверхностях. То есть его надо смыть туда, где для него не будет благоприятной среды, чтобы обеспечить условия для его разрушения. В этом может помочь даже хлорка. Она не то, чтобы его сразу убьет, но создаст ему химически не благоприятные условия для длительного существования, после чего вирус сам постепенно разрушится.

То есть, если вирусу обеспечить отсутствие носителя и благоприятной среды, он погибнет. С этой задачей войска радиационной, химической и биологической защиты могут успешно справиться.

МЕЖДУ ТЕМ.

По данным Минобороны, специалисты радиационной, химической и биологической защиты 2-й общевойсковой армии в Поволжье подготовили специальные посты, которые автоматизировали процесс дезинфекции автомобилей, уменьшив время на санитарную обработку с двух минут до 30 секунд. Такие посты уже появились на контрольно-пропускных пунктах нескольких гарнизонов в Самарской, Оренбургской и Пензенской областях.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28247 от 23 апреля 2020

Заголовок в газете: Враг невидимый, но опасный

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру