Страшная судьба конкурентов Лукашенко: оппонентам Батьки «век воли не видать»

Бабарико, Гончарик и другие

Наблюдая за участью нынешних кандидатов в президенты Белоруссии Виктора Бабарико, находящегося в СИЗО КГБ, и Сергея Тихановского, запертого в СИЗО МВД, многие задумывается о судьбе тех, кто осмеливался бросать вызов батьке Лукашенко на предыдущих выборах. Что стало с теми, кто пытался составить ему конкуренцию, как им живется в стране победившего «лукашизма» и живется ли вообще…

Бабарико, Гончарик и другие

Вторые президентские выборы в Белоруссии после триумфальной победы депутата-борца с коррупцией Александра Лукашенко в 1994 году, случились только в 2001-м. За это время экс-депутат Верховного Совета успел стать не только «всенародным батькой», но и основательно зачистить политическое поле, изменить Конституцию, продлив тем самым свой первый срок до семи лет. А заодно настроить против себя часть политической элиты, которая не ожидала такой прыти от  «вчерашнего председателя совхоза». Считается, что выборы 2020 года стали первыми, когда вызов Лукашенко бросила не только традиционная оппозиция, но и представители действующей власти. Однако впервые это произошло все же в 2001-м году, когда единым альтернативным кандидатом от действующих структур власти стал председатель  Федерации профсоюзов Белоруссии Владимир Гончарик. На момент выборов ему было 60 лет, и тем не менее на его победу работало даже молодежное движение «Зубр». Владимир Гончарик оказался посредственным «вожаком», и когда в ночь выборов тысячи людей несмотря на проливной дождь вышли на улицу, а молодые «зубры» даже захватили Дворец профсоюзов, требуя пересмотра выборов, Гончарик призвал людей расходиться, признав свое поражение. Подобня сговорчивость позволила ему избежать тюрьмы, однако в своей должности после выборов он пробыл недолго, вскоре его спровадили на пенсию. И не дали вернуться в политику, демонстративно не зарегистрировав на парламентских выборах. Сейчас Гончарик на пенсии, получает 500 рублей. Это больше, чем у среднего белоруса, но гораздо меньше, чем у прочих отставных политиков. 

В 2005 году основными оппонентами Лукашенко были представитель оппозиции – экс-мэр Гродно Александр Милинкевич и экс-ректор Белорусского Госуниверситета Александр Козулин. Причем во время предвыборной кампании власти все силы бросили даже не против «оппа» Милинкевича, а против бывшего ректора. Ему мешали проводить встречи с избирателями, раз даже показательно избили. И после выборов Козулину досталось больше Милинкевича. Оппозиционера за организацию митингов протеста задержали на 15 суток, а Козулина приговорили к 5,5 годам лишения свободы. Александр Милинкевич еще лет десять занимался оппозиционной деятельностью, существуя на западные гранты. А в 2016-м вообще ушел из политики, зарегистрировав в Варшаве фонд «Вольный белорусский Университет», который помогает белорусским студентам отправлять на учебу на Запад.

   Александр Козулин отбыл в заключении 3,5 года, выдержал 53 дневную голодовку, был признан «узником совести». Пока он сидел в колонии, ушла из жизни его горячо любимая жена Ирина. Невзгоды спровоцировали быстрое развитие ее онкологического заболевания. Он толком не смог даже с ней проститься. Выйдя на свободу, он ушел из политики. Живет тихо, не дает интервью. Только недавно он пошел на разговор с белорусской журналистской, подтвердив ей еще раз, что больше никогда с такой «грязной сферой» как политика дела иметь не намерен. 

    Несмотря на столь печальную участь экс-ректора БГУ в 2010 году против Лукашенко вышло аж десять кандидатов, восемь из них оппозиционных. После выборов в Белоруссии была самая массовая «площадь» - десятки тысяч людей вышли на улицы. Но и разгон был не в пример жестким. А кандидатов ждала суровая расплата. Восемь из десяти были задержаны. Семеро получили реальные сроки – от двух до шести лет заключения. Причем оппозиционный политик Андрей Санников был арестован вместе с супругой Ириной Халип, а поэт Владимир Некляев был доставлен в СИЗО прямо с больничной койки – в ночь выборов его сильно избили некие «титушки».

    В белорусской политике после столь жесткой «зачистки» остались Виталий Рымашевский, представляющий Белорусских христианских демократов. По сей день он является организатором различных акций. Оппозиционер Алесь Михалевич после освобождения уехал в Чехию, в Белоруссию вернулся в 2015-м, в 2018 вернулся в политику, войдя в руководство движения «За Свободу». 

    Поэт Владимир Некляев после освобождения продолжил заниматься литературной деятельностью, а в 2019 уехал в Швецию писать книгу. Андрей Санников отсидел два года, подвергаясь пыткам и издевательствам. Выйдя на свободу, уехал с семьей в Великобританию, где получил политическое убежище.

   Дольше всех провел в заточении несгибаемый Николай Статкевич, который отказался писать прошение о помиловании на имя Лукашенко. В колонии у него были максимально жесткие условия содержания, а на свободу он вышел лишь в 2015 году. И сразу же опять включился в политическую деятельность. За участие в акциях неоднократно задерживался. И сейчас находится в СИЗО. 

    После «выкорчевывания» политического поля в 2010 году выборы в 2015-м прошли максимально тихо. Представительница оппозиции Татьяна Короткевич даже была зарегистрирована и получила второй результат на выборах после Лукашенко – 4,42 процента голосов.  А вот  лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько регистрацию все же не прошел. И позже оказался в тюрьме. Сейчас Татьяна Короткевич остается в политике, являясь главой инициативной группы нынешнего кандидата в президенты от движения «Говори правду» Андрея Дмитриева. 

  Из этого обзора можно сделать определенный вывод: чем популярнее кандидат, противостоящий Лукашенко, и чем больше людей за ним стоит, тем жестче с ним обойдутся после выборов. Суровый закон белорусской политики: «Не лезь поперед Батьки в президенты». 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру