Политолог рассказал, ждет ли Додона судьба Лукашенко

Москва вряд ли вступится за президента Молдавии

Накануне выборов президент Молдавии Игорь Додон оказался в сложном положении. С одной стороны, Запад, сделавший ставку на лидера правой оппозиции Майю Санду, в лице американского посла Дерека Хогана призывает его обеспечить подлинно «свободный избирательный процесс» (чем как бы намекает, что заранее сомневается в честности выборов). А такие намеки по опыту Украины и Белоруссии обычно предшествуют Майдану. С другой, он может лишиться своего электорального ресурса в виде голосов жителей Приднестровья. Границы непризнанной республики остаются закрытыми в связи с коронавирусом. Но только ли коронавирус тому причиной, и откроют ли границы к выборам? Ситуацию специально для «МК» прокомментировал политолог, директор Международного Института новейших государств Алексей Мартынов.

Москва вряд ли вступится за президента Молдавии

- Как относятся в Приднестровье к президентским выборам в Молдавии?

- Относятся просто: это не их выборы.

- Однако приднестровцы приняли активное участие в предыдущих президентских выборах в Молдове в 2016 году. Почему позиция изменилась?

- Это было политическое решение прежней приднестровской власти в лице тогдашнего президента Евгения Шевчука. Тогда руководство ПМР пошло на то, что организовало молдавские выборы на своей территории. Это нонсенс для приднестровской государственности. Видимо, тогда была заключена какая-то сделка, в том числе и через Москву. В то время в Москве про Додона еще не все было ясно. Хотя у тех, кто давно занимается молдавской проблематикой, иллюзий никаких не было. Но очевидно, что у тех, кто его двигал тогда в Москве, кто его водил здесь за руку по высоким кабинетам, были определенные иллюзии.

- В чем заключались иллюзии и как это помогло Додону? Что стало ясно теперь?

- Додона на прошлых президентских выборах продюсировали именно в Москве. Тогда удивительным образом совпали два обстоятльства. С одной стороны, его благословил тогдашний хозяин Молдавии олигарх Плахотнюк. С другой - Москва его тоже активно продвигала. Я думаю, что благодаря этому он и получил порядка 17 тысяч голосов приднестровцев, тех, кто имеет кроме приднестровского еще и молдавский паспорт. Особенно важно ему это было во втором туре, когда он победил Санду с разницей менее 5%. Вторым фактором тогдашней победы Додона стало то, что ему в рамках того же московского продюсирования свои голоса передала «Наша партия» Ренато Усатого. Последний не участвовал в тех выборах, так как Плахотнюк специально изменил закон и ввел 40-летнй возрастной ценз для кандидата в президенты. Это не позволило молодому лидеру «Нашей партии» участвовать. «Наша партия» выставила кандидатом журналиста Дмитрия Чубашенко, тот набрал около 6% и занял третье место. А во втором туре с подачи Москвы Усатый призвал всех своих сторонников голосовать за Додона.

- Это и сыграло решающую роль?

- Победа Додона в прошлом политическом сезоне базировалась на двух факторах: это Приднестровье и «Наша партия». Сегодня отношения с Приднестровьем у Додона ниже плинтуса, а Москва больше не питает по поводу него никаких иллюзий. Он показал себя за эти годы в истинном свете. Поэтому ни приднестровцев, ни «Нашу партию» никто уже не заставит лить воду на его мельницу. Более того, Ренато Усатый участвует в этих выборах сам, и он прямой конкурент Додона. Президент сделал все, чтобы превратить Усатого из потенциального союзника в откровенного врага. Он попытался устроить травлю Усатого и в самой Молдавии, и в РФ, пользуясь своими активными бизнес-контактами. Поэтому сегодня шансы Додона даже пройти во второй тур весьма неоднозначны.

- То есть Приднестровье не будет открывать у себя избирательные участки?

- Думаю, нет. Никто их сегодня заставлять это делать не будет. Там другой президент, другая конфигурация, и им это не нужно. В 2016 году Плахотнюк договаривался с «Шерифом» (ведущая бизнес-структура ПМР – М.П.), за Додона договаривалась Москва. Сегодня нет Плахотнюка, и Москва ничего не будет такого делать. Так что я сильно сомневаюсь, что приднестровцы будут массово принимать участие в этих выборах. Может быть, кто-то и будет в индивидуальном порядке.

- В чем выражается разочарование Москвы? Частота приездов Додона в РФ вроде бы не снизилась.

- Разве качество работы президента оценивается по количеству его визитов куда-то? Другого-то президента Молдавии нет, естественно, с ним поддерживают контакт. В любом случае за всю свою каденцию Додон не сделал ничего из того, что обещал в контексте улучшения российско-молдавских отношений. Пока в Молдавии присутствовал Плахотнюк, он успешно списывал свое бездействие на него. Когда Плахотнюку надо было подписать что-то такое неудобное для Додона, его временно лишали президентских полномочий через конституционный суд. Но Плахотнюка уже нет в Молдавии полтора года. И эти полтора года ему уже точно никто не мешал, кроме его собственных соображений, связанных с «многовекторностью», с принципом «и вашим, и нашим».

Иллюзий по поводу Додона в Москве, повторяю, ни у кого нет. Все прекрасно понимают, кто перед ними. Поскольку он пока президент, с ним ведут определенные дискуссии. Но уровень этих дискуссий с каждым разом понижается. На сегодняшний день основной его собеседник – это Дмитрий Козак, который, насколько мне известно, недоволен тем, что делает Додон.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру