Саакашвили вернулся в грузинскую политику: почему России все равно

Отношения Москвы и Тбилиси завязли в трясине, из которой нет выхода

Во время парламентских выборов в Грузии первый номер в списке кандидатов от блока Саакашвили, культовый в прошлом актер Вахтанг Кикабидзе перепутал все что можно — попытался проголосовать не на  том избирательном участке. Оценивая результаты этих выборов, чувствуешь себя «немного Кикабидзе». Правящая, относительно умеренная  партия под патронатом главного грузинского олигарха Бидзины Иванишвили то ли потеряла, то ли сохранила абсолютное большинство в парламенте. Подстрекаемые Саакашвили радикалы то ли усилились, то ли не усилились. Зная грузинские политические нравы, можно не сомневаться, что подобное состояние неопределенности затянется: впереди республику ждут сопряженные с реальным риском уличного насилия  митинги и контр-митинги, протесты и контр-протесты. Как все это затрагивает интересы России? Как ни странно, никак. На эмоциональном уровне нам, конечно, неприятен любой успех партии Саакашвили. Но на уровне логики все обстоит несколько иначе. 

Отношения Москвы и Тбилиси  завязли в трясине, из которой нет выхода

В своих опубликованных девять лет тому назад мемуарах бывшая государственная секретарь США Кондолиза Райс приводит довольно пикантный эпизод из своей биографии. Будучи молодым и еще не обремененным большими должностями американским советологом, Райс во время приезда в Москву остановилась в «захудалом» советском отеле в начале Кутузовского проспекта. Вернувшись с ужина, будущая глава американской дипломатии была встречена возбужденной и разгневанной дежурной по этажу. Оказывается, во время отсутствия Кондолизы Райс в номере, о ней настойчиво осведомлялись некие гости из Грузии (из контекста следует, что эти расспросы были связаны с выяснением возможности получения сексуальных услуг). А теперь советую вам сесть: как вы думаете, в качестве доказательства какого тезиса будущая мадам госсекретарь приводит эту бытовую зарисовку? По мнению Кондолизы Райс, этот эпизод иллюстрирует то обстоятельство, что «многие русские испытывают иррациональную ненависть к грузинам как к народу». 

Смех смехом, но, действуя во время своего пребывания на посту государственного секретаря США в тандеме с Михаилом Саакашвили, наша шалунья Конди Райс сумела намертво заблокировать возможность улучшения политических отношений Москвы и Тбилиси. С момента пятидневной войны между Россией и Грузии прошло уже больше двенадцати лет, с момента потери Саакашвили и его сторонниками контроля над грузинским государственным аппаратом — более восьми  или, если считать несколько по-другому, чуть менее семи). Но воз межгосударственных отношений Москвы и Тбилиси и ныне там. 

В отличии от зоологического русофоба Саакашвили, нынешний фактический хозяин Грузии Бидзина Иванишвили является (или, по меньшей мере, являлся) составной частью российской финансовой элиты. Но, как показали прошедшие годы, свобода маневра даже самого дружественного настроенного по отношению к Москве лидера в Тбилиси является предельно ограниченной. Иванишвили смог сделать многое в плане восстановления экономических связей. Однако, как только речь зашла о робких и почти незаметных шажках в плане наведения политических мостов с Россией, теневой лидер Грузии сразу уперся в тупик. Прошлогодний казус с охватившими Тбилиси после появления российского депутата в кресле спикера грузинского парламента массовыми беспорядками показал следующее: будучи формально отстраненными от рычагов власти, единомышленники Михаила Саакашвили де-факто сохраняют право вето в отношении восстановления политических связей с Москвой.

Грузия до сих пор не изжила традицию регулярных силовых государственных переворотов. В Грузии до сих пор слишком сильна роль уличной политики. Все это вкупе с противоположными и не имеющих шансами на гармонизацию взглядами Москвы и Тбилиси на статус Абхазии и Южной Осетии создает ситуацию с оттенком черного юмора: Кремлю по большому счету все равно, кто находится у власти в Грузии. Рассмотрим крайний и нереалистичный вариант: полноправным лидером республики вновь становится Михаил Саакашвили. Что он такого сможет сделать, чтобы навредить России? Разорвать дипломатические отношения? Не получится. Они уже давно разорваны. Ввести визовый режим для граждан РФ? В период пандемии коронавируса это очень актуально. А когда пандемия закончится, российские туристы просто переориентируются на другие направления. «В выигрыше» окажется только грузинский туристический бизнес.

Что там еще остается в копилке потенциальных антикремлевских мер - вступить в НАТО? Не получится. В блок предусмотрительно не принимают новых членов, у которых есть не урегулированные территориальные споры с соседями. Начать новую войну с Абхазией и Южной Осетией? Вряд ли в Грузии кто-то кроме моего неугомонного тезки захочет повторить « приятный» опыт 2008 года, но если такое желание появится, то новый конфликт закончится точно также, как и предыдущий. Можно, конечно, открыть специальную телестанцию, которая будет круглосуточно транслировать в эфир исключительно «любезности» в адрес родственников президента РФ. Но, как показали нашумевшие события прошлого года, с этим Кремль научился тоже вполне себе эффективно справляться. 

Вот и получается: Россия может позволить себе такую «роскошь» как полный игнор очередной схватки за власть в Тбилиси. Такая вот осуществленная вековая «грузинская мечта». Уверен, правда, что реальная «грузинская мечта» выглядит совсем не так. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28405 от 2 ноября 2020

Заголовок в газете: Возвращение блудного Саакашвили

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру