Мураховский объяснил опасность талибских переносных зенитных комплексов

Могли быть брошены во время срочной эвакуации американцев

Глава российского военного ведомства Сергей Шойгу на днях рассказал о том, какой арсенал заполучили боевики «Талибана» (террористическая организация, запрещенная в России). Теперь в их арсенале, сказал министр, есть переносные противотанковые и зенитные ракетные комплексы. Надо полагать, глава ведомства озвучил данные российской военной разведки, которой нет оснований не доверять.

Могли быть брошены во время срочной эвакуации американцев

Не надо быть большим военным экспертом, чтобы понять: для таких зенитных ракет любой взлетающий или заходящий на посадку самолет, в том числе гражданский, является легкой целью. А учитывая интернациональные связи террористов, такие риски возможны не только в афганском небе, но и в других районах мира.

Парадокс в том, что вина за вооружение террористов, так или иначе, лежит на США, которые до этого кичились строгим контролем за распространением средств поражения. Достаточно вспомнить россиянина Владимира Бута, которого в США приговорили к 25 годам тюремного заключения по обвинению в торговле вооружениями. Бут, кстати, вину не признал.

Тут же не кто-нибудь, а террористы получают в наследство американского оружия на миллиарды долларов. И пока не слышно, чтобы кто-то в Штатах за это ответил.

Зенитные комплексы в руках боевиков, конечно, гораздо опаснее, чем тысячи бронемашин и десятки тысяч автоматических винтовок. О том, как они могли попасть в руки талибов, написал в своем Telegram-канале известный военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

По его мнению, афганские «студенты», то есть талибы, бесплатно получили арсеналы афганской армии, которую 20 лет вооружали США и страны коалиции (ISAF). Кроме того, бежавшие в спешке контингенты ISAF могли оставить часть оружия.

Американское аналитическое агентство RAND еще в 2019 году сообщало, что в Афганистане может находиться до 4500 переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).

«В блогах подозревают, что ПЗРК могли быть брошены во время срочной эвакуации воинских контингентов ISAF, аналогично другим образцам вооружения, количество которых внушает. Но именно ПЗРК пока нигде не засветились. При этом контингент ISAF был настолько разношерстный, что теоретически возможно появление у «студентов» любых типов ПЗРК, от американских до российских и китайских», — отметил Мураховский.

Он опроверг версию о том, что попавшие в руки боевиков ПЗРК, например американские Stinger, можно отключить дистанционно, и они не смогут сбить нужную воздушную цель. По словам эксперта, практически все современные ПЗРК оснащены наземным радиолокационным запросчиком, «с блокировкой пуска по цели, выдавшей правильный ответный импульс».

Однако, отмечает эксперт, фокус в том, что на советских и российских ПЗРК можно осуществлять пуск с выключенным наземным радиолокационным запросчиком. Например, на корпусе пускового механизма ПЗРК «Игла» есть тумблер отключения наземного радиолокационного запросчика.

На переносных зенитных комплексах, отметил эксперт, обычно не используют засекречивающую аппаратуру опознавания, в которой ключи записаны в шифро-дешифрирующее устройство. Например, на ПЗРК «Игла» действующий ключ системы опознавания выставляют на самом запросчике двумя переключателями дешифратора вручную, согласно расписанию, выданному командованием. «Если цель не ответит верным кодом, то считается вражеской, и наземный радиолокационный запросчик ПЗРК снимает блокировку пуска».

«Если «студенты» (талибы. — «МК») выставят переключатели «от балды», то все цели автоматически будут вражескими, по «мнению» дешифратора», — делает вывод эксперт.

По его словам, применение криптографических методов, как в новейших версиях запросчиках американского ПЗРК Stinger, поддерживающего специальные режимы стандарта  IFF MarkXII, «ничего принципиально не меняет». 

«Вообще системы опознавания «свой – чужой» призваны не допустить поражения своих летательных аппаратов, а не блокировать пуски зенитных ракет в целом. Если коды не совпадут, это проблема летательного аппарата, а не ПВО. Не слышал, чтобы на каких-либо других ПЗРК использовали принципиально иные системы опознавания. Нет и достоверных сведений о возможности дистанционной блокировки пуска на ПЗРК», — заключает эксперт.

Читайте материал «Подсчитано захваченное талибами в Афганистане оружие: 75 винтовок на нос»  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру