Осиное гнездо
Мало найдётся в мире людей, побывавших на Камчатке, которым бы не запала в самое сердце суровая местная красота. Невысокие, каждый год придавливаемые огромной массой снега берёзки, пляжи, чёрные от примеси вулканического пепла в песке, покрытые снегом величественные сопки... Это суровый край, где живут и служат сильные и духовно, и физически люди.
На пути из аэропорта "Елизово" в Петропавловск-Камчатский стоит стела с надписью: «Камчатка – здесь начинается Россия». И первая линия обороны государства от угроз, исходящих с той стороны океана, тоже начинается здесь.
Для иностранных государств присутствие на Камчатке российских войск было костью в горле ещё в 19-м веке. В годы Крымской войны гарнизон Петропавловска-Камчатского в одиночку отразил высадку британского десанта, который так и не сумел взять город, несмотря на огромный численный перевес. Спустя годы, регион всё так же остаётся под пристальным наблюдением иностранных государств. В первую очередь – США.
Расположенная на Камчатке база подводных лодок Тихоокеанского флота в Вилючинске в последние годы всё чаще привлекает внимание американской военной разведки. На морских картах ВМС США база в Вилючинске называется «Осиным гнездом». В регионе регулярно появляются самолёты радиоэлектронной разведки ВВС США. Однако приближаться слишком близко к российским границам они не рискуют, поскольку на полуострове создана мощная группировка ПВО.
Самолёт, который доставил на Камчатку большую группу российских военных журналистов, приземлился рано утром по местному времени. И сразу на автобусах — в Вилючинск.
Это закрытое территориально-административное образование — ЗАТО. На въезде блокпост. Внутри самого Вилючинска, в посёлке Рыбачий, есть ещё один, самый охраняемый, объект. На въезде — памятник погибшим подводникам. За годы существования базы четырежды случалось так, что вышедшая в поход лодка не вернулась обратно.
Для многих (в том числе и для меня) служба на подводной лодке представляется одной из самых опасных профессий в мире. Однако сами офицеры-подводники таких страхов не разделяют.
— Сколько людей ежегодно в машинах бьётся. Сейчас вот эпидемия – сколько погибших. А люди боятся подводной лодки. Это зря, конечно. Работа у нас, может, трудная, но не сложнее любой другой, если ты готов к этой службе. Если человек слаб духом – для него любое занятие будет страшным. И поход на подлодке здесь ни при чём, — такие вот аргументы у сопровождающего нас офицера.
Базирующиеся в Вилючинске подлодки – без преувеличения, гордость не только российского флота, но и всей страны. В первую очередь речь об атомных ракетоносцах проектов «Борей» и «Ясень». На палубу одной из подлодок журналистам даже разрешают взойти по трапу.
Очень странно и непривычно ощущать, что прямо у тебя под ногами расположен целый полк баллистических ракет «Булава», которые способны нанести ядерный удар за тысячи километров. Периодически, например, подводники проводят учебные ракетные пуски и бьют от берегов Камчатки до полигона на Новой Земле.
Каждый шаг по корпусу лодки почти неслышен – корпус лодки обит резиновым покрытием, во многом благодаря которому, огромные стальные гиганты могут почти бесшумно и незаметно бороздить океанские глубины.
Однако и у грозного оружия есть «ахиллесова пята»: пока подлодка у причала, ей может угрожать нападение с воздуха или с моря. И эти угрозы, конечно же, учитываются командованием российских войск на северо-западе.
Вот, например, один из эпизодов тренировки береговых войск, которые базу подлодок защищают. Действия войск показали журналистам. В ходе учений отрабатывается защита базы со стороны моря. Группа террористов на захваченном катере пытается прорваться к объекту, однако сразу же блокируется противодиверсионным отрядом.
Над океаном издалека слышен рёв сирен и звуки выстрелов (разумеется, холостых). Диверсантов удаётся обезвредить. Часть из них успевает высадиться на берег, но тут противник уничтожается.
Как отметил в разговоре с журналистами начальник штаба командования подводных сил Тихоокеанского флота контр-адмирал Аркадий Наварский, база в Вилючинске определённо представляет интерес для иностранных держав. Однако в распоряжении флота есть все необходимые средства для отражения любой угрозы. Он также рассказал об условиях быта моряков-подводников.
— Автономное плавание подлодки ограничивается только количеством продуктов, которые лодка может взять на борт. Как правило, поход длится не более трёх месяцев. После этого экипаж проходит курс реабилитации, в том числе – в санаториях, расположенных на территории Камчатского края, — отметил контр-адмирал Наварский. — В курс входит психологическая помощь и занятия с физиотерапевтами. Кроме того, военнослужащие имеют возможность летать на Большую землю, для встречи с родными из близкими. Для членов семей военнослужащих, проживающих в Вилючинске, создан физкультурно-оздоровительный комплекс, спортивный зал и даже аквапарк.
Журналисты смогли лично убедиться в этом, посетив современный комплекс, расположенный в считаных сотнях метров от базы подлодок.
Огненный вал
Перелёт с Камчатки на Сахалин занимает не более трёх часов. Для этого надо пересечь Охотское море. Но капризная сахалинская погода регулярно прерывает воздушное и морское сообщение острова с материком. Наш самолёт, к примеру, приземлился на сахалинском аэродроме со второй попытки.
Что мы, жители европейской части России, знаем о Сахалине? Вряд ли много. Да, есть путевые заметки Антона Чехова и Власа Дорошевича. Но им больше ста лет. В те годы Сахалин имел негласное прозвище «русская Австралия», поскольку сюда ссылали каторжников со всей России.
Контраст с сегодняшним днем разителен. Сахалин ныне – экономически развитый регион. А еще один из бастионов дальневосточного рубежа.
На Сахалине и островах Курильского архипелага дислоцируется 68-й армейский корпус. Задача войск — отстаивать стратегические интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, оборона островов от угрозы любого вероятного вторжения, в том числе десанта.
В ходе учений, свидетелями которого стали прилетевшие на остров журналисты, учебную задачу уничтожения десанта поставили танкистам 68-го корпуса и приданным артиллерийским и мотострелковым подразделениям. Командир танкового взвода лейтенант Михаил Маслаев рассказал журналистам о сценарии учений.
— На первом этапе самоходные артиллерийские установки «Гиацинт» наносят артиллерийский удар по судам вероятного противника. Затем взвод на танках Т-80 выдвигается на необорудованный океанский берег и открывает огонь по десантным судам условного противника. Кстати, климат Сахалина позволяет применять танки Т-80 без угрозы засорения газотурбинного двигателя пылью.
— В чём отличие ведения огня по надводным целям от боевых действий на суше?
— Нет никакой существенной разницы. Такие действия регулярно отрабатываются, и для экипажа они не представляют трудности. Например, если наводчик орудия промахивается по цели на воде, он так же, как и на суше, видит, куда упал снаряд, и может скорректировать огонь. В ходе состоявшихся учений огонь также корректировался при помощи беспилотного летательного аппарата «Элерон».
Ещё один важный элемент учений – минирование прибрежной зоны. Постановка мин производят плавающие транспортёры ПТС-2, которые скрыты от противника дымовой завесой. И это далеко не последний сюрприз для противника. Та часть сил, что в итоге оказывается на берегу, попадает под огненный вал – сплошную завесу артиллерийского огня, сопровождаемую подрывом мин. Итог – попытка высадки отражена, противник полностью уничтожен.
5000 выстрелов в минуту
Финальная точка поездки – город Владивосток. Это не только столица всего Приморья, но и главный морской порт России на Тихоокеанском побережье. Более того, здесь расположен штаб Тихоокеанского флота.
Один из самых современных надводных кораблей в составе флота – корветы проекта 20380, которые строятся в Комсомольске-на Амуре. Даже внешне эти корабли выглядят как произведение искусства. Небольшие, но манёвренные носители крылатых ракет ничем не уступают аналогичным корветам стран НАТО.
Корпус корабля изготовлен с использованием стелс-технологий, на незаметность работает и геометрия корабля, его формы и даже отсутствие иллюминаторов. Всё для того, чтобы сделать корабль невидимым для радаров вероятного противника.
В серии корветов этого проекта – боевой корабль «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов». Об этом герое экспозиция в небольшом корабельном музее.
Инструктаж по правилам поведения на борту корабля во время выхода в море провел капитан 3 ранга Андраник Шишманян. Говорит он короткими, чёткими фразами. Минимум слов – максимум информативности. Главная просьба – во время плавания не приближаться к леерным ограждениям.
— Корабль развивает скорость в 40-50 километров в час. Для автомобиля это, может быть, и немного, но в море, вы сами убедитесь, это более чем существенно, — добавляет капитан.
На время выхода в море офицеры корабля уступили гостям свои каюты. Сказать по правде, таким уровнем комфорта может похвастаться далеко не каждый отель.
Времени на то, чтобы оценить бытовые условия на корабле, не так много. Важно не пропустить момент отплытия корабля из порта.
Узкими коридорами, проходя через открытые створы нескольких переборок, выходим на палубу как раз вовремя, чтобы увидеть панораму Владивостока в лучах утреннего солнца. Выход в море начинается.
Есть возможность ближе познакомиться с кораблём и его экипажем. Экскурсию проводит заместитель командира по военно-политической работе, капитан-лейтенант Дмитрий Шеметов.
— Я сам местный, из Владивостока. Начинал в морской пехоте, потом, когда появилась возможность поступить на корабль – сразу ею воспользовался. Всегда мечтал служить на флоте. Здесь свои особенности службы и традиции. Например, после первого выхода корабля в море мы провели обряд «оморячивания». Матрос, первый раз вышедший в море, должен выпить забортной войны и с криком «мама, я моряк» прыгнуть за борт.
— А есть какие-нибудь морские традиции, связанные именно с этим кораблём?
— У нас есть своя особая традиция. Когда в походе у кого-то на борту отмечают день рождения, на камбузе пекут торт обязательно. Какого-то одного рецепта нет, зависит от того, какие у нас на борту продукты. И все поздравляют именинника. Ещё одна особенность связана с названием нашего корабля. Алдар Цыденжапов был матросом на эсминце «Быстрый». 24 сентября 2010 года в машинном отделении вспыхнул пожар. Он сразу бросился перекрывать утечку топлива, и благодаря его действиям, экипаж и корабль были спасены. Но сам он получил сильные ожоги и через несколько дней скончался. В память о его подвиге офицеры корабля каждый год ездят на родину героя, в Бурятию, проводят уроки для школьников. И, кстати, его подвиг вдохновил многих ребят из этих краёв поступить на флот, некоторые из них служат у нас.
Один из земляков героя и его тёзка – матрос Алдар Пренлеев — служит на корвете. По его словам, многие призывники из Бурятии сегодня выбирают службу на флоте, и пока никто в своём выборе не разочаровался.
— Это очень новый корабль, здесь особые условия и службы, и быта. Комфортные кубрики, кухня у нас очень хорошая. Кормят разнообразно. Есть ещё особый приём пищи – вечерний чай.
— А доводилось на борту корабля встречать свой день рождения?
— Нет, я в свой день рождения был дома, в отпуске. Стараюсь чаще навещать родных или они во Владивосток приезжают. Но в походе мы всегда отмечаем, если у кого-то день рождения. Если погода хорошая – поздравляем во время утреннего построения на палубе. Если в походе и погодные условия сложные, то обязательно собираемся в кают-компании, командир лично поздравляет, потом мы все.
— Говорят, что экипаж корабля – одна семья. Это так?
— У нас не самый большой корабль, все друг друга хорошо знают. Здесь не может быть такого, чтобы были какие-то плохие отношения в экипаже, потому что каждый закрывает свой важный участок и если его «вынуть» из этого процесса – это скажется на всём корабле сразу...
Разговор приходится прервать. Корабль начинает боевые стрельбы, и всему экипажу необходимо вернуться на свои места. В качестве одной из мишеней используется буй, сброшенный с корабля в воду слева по борту. Отойдя примерно на километр, корвет разворачивается и даёт залп из артиллерийской установки АК-630. Цифра шесть в названии – это количество стволов, а 30 – калибр в миллиметрах. С непривычки звук выстрела сильно бьет по ушам. Как будто кто-то резко сыграл барабанное соло по битому стеклу. Это неудивительно – скорость стрельбы установки составляет 4000-5000 выстрелов в минуту.
Затем в дело вступает главный артиллерийский калибр – установка А-190. Для неё мишень доставляет буксир. Стоит ему отойти на достаточное расстояние – выстрел. А потом ещё несколько подряд. Цель поражена. По окончании стрельб корабль ложится на обратный курс.
Но перед этим ещё один элемент учений – посадка на палубу вертолёта Ка-27. В числе немногих удаётся увидеть это прямо с палубы корабля. Когда машина с двумя вращающимися соосными винтами медленно зависает над тобой – поневоле захватывает дух. В воздух поднимается мелкая водная пыль, от которой отражаются яркие солнечные лучи, и над вертолётом появляется небольшая радуга. Посадка, и сразу — взлёт.
Во Владивосток мы возвращаемся уже на закате.
Приморье, Камчатка, Сахалин — край, про который когда-то было сказано: «Где раз поднят русский флаг – он более спускаться не должен». Край, который первым в России встречает восход. И который всегда начеку, на страже восточных рубежей.