Соглашение о сельскохозяйственных землях касается четырех молдавских сел, жители которых обрабатывают участки на территории Приднестровья. Конфликт из-за этого развивается с 2014 года, при этом в 2018 году Тирасполь разрешил фермерам использование этих земель на ближайшие 20 лет.
Что касается автомобильных номеров, то накануне власти Приднестровья заблокировали работу пунктов регистрации транспортных средств (ПРТС), тем самым лишив своих местных жителей возможности участвовать в международном автодвижении. Как известно, с 1 сентября Украина запретила въезд на свою территорию поставленного на учет в непризнанной республике автотранспорта. В связи с этим очередь из желающих получить нейтральные номера (то есть номера без государственной символики Молдавии и Приднестровья) в Тирасполе растянулась на три месяца.
Поводом для закрытия ПРТС стал инцидент, произошедший 22 декабря. На въезде в Приднестровье молдавские таможенники задержали машину, в которой находилась партия нейтральных номеров и номеров с символикой Приднестровья. Силовики согласились пропустить только первый вид знаков, но в Тирасполе заявили, что одно без другого они забирать не будут.
Обострение отношений между Кишиневом и Тирасполем происходит на фоне безуспешных призывов главы Приднестровья Вадима Красносельского к президенту Молдавии Майе Санду провести переговоры. Санду согласна обмениваться мнениями только на уровне политического представителя, хотя сама же не может назначить человека на эту должность уже 2 месяца.
Почему Санду не может лично встретиться с Красносельским, и к чему приведет выход Тирасполя из двухсторонних соглашений, «МК» рассказал молдавский политолог Виталий Андриевский:
- Приднестровье решило использовать тактику «кнута и пряника». В качестве пряника выступает предложение Красносельского о переговорах, а кнутом является выход из соглашений. По сельхозземлям угрозы Тирасполя рассосутся к весне. Учитывая географическое положение ПМР, у Кишинева всегда найдутся рычаги воздействия. Например, Красносельский больше не сможет выехать за пределы ПМР.
В случае с номерами Тирасполь вовсе решил ударить по самому себе. Кишинев гарантировано не станет отказываться от нейтральных номеров, потому что решение уже принято и начало работать. Причем номера изначально были компромиссным вариантом, так как на них нет никакой государственной символики.
- Почему Санду уклоняется от переговоров с Красносельским?
- Скорее всего, Тирасполь пытается играть на пару с замглавы администрацией президента России Дмитрием Козаком, который сейчас ведет переговоры с ОБСЕ относительно Молдавии. Красносельский специально призвал Санду к переговорам, чтобы затем Козак на международном уровне смог позиционировать Тирасполь в качестве сторонники диалога и мира. Между тем, в обращении Красносельского говорится о взаимовыгодных договоренностях, под которыми Тирасполь обычно понимает свою независимость. У Молдавии, конечно, другой подход – это восстановление своей территориальной целостности.
В этом смысле встреча Санду с Красносельским даст последнему возможность в очередной раз высказаться в духе миротворчества и разделения, в то время как президент Молдавии ничего не получит. Больше того, ее начнут обвинять в том, что она идет по стопам своего предшественника Игоря Додона. Додон 8 раз встречался с Красносельским, но они так и н смогли ни о чем договориться.
- Но какой-то план дальнейших действий у Санду есть?
- В свое время Горчаков сказал: «Россия не сердится, Россия сосредотачивается». Вот так и Молдавия сейчас сосредотачивается. Накануне у Санду собрались аналитики, чтобы выработать стратегию поведения. В частности, поднимался вопрос, что делать, когда Приднестровье вернется в состав Молдавии, и Россия снимет газовую подушку с Тирасполя? В этом случае регион будет вынужден платить полную стоимость за газ и больше не сможет понижать тарифы для населения и бизнеса.
Сейчас для Кишинева совершенно точно ясно только одно: возвращать Тирасполь нужно мирным путем. Нужно думать и готовиться, как это лучше сделать. В связи с этим хорошо, что Красносельский изъявляет желание встречаться с Санду, но пока им не о чем говорить. Похожая ситуация сложилась в рамках обсуждения возможности переговоров между главами России и Украины. У них тоже пока нет тем для обсуждения, так как переговорщики еще не вышли на решение конкретных проблем.
Кроме того, есть вероятность, что Красносельский затеял всю эту историю с переговорами только ради того, чтобы отвлечь внимание жителей ПМР от собственного переизбрания на пост президента. Выборы были, мягко говоря, сомнительными. Единственный конкурентом Красносельского был человек, которые даже не вел избирательную кампанию. У одного из кандидатов, которого не допустили до выборов, уже проводят обыски… Около 13% бюллетеней на выборах были испорчены. Соответственно, в обществе есть недовольство, которые нужно нивелировать наличием врага.