Казахстанский политолог, директор Института Евразийской интеграции Уразгали Сельтеев предположил, что за подготовкой попытки госпереворота в стране стоит прежнее руководство Комитета национальной безопасности Казахстана. По его словам, ранее задержанный глава КНБ Карим Масимов сделал из организации «супер-монстра среди спецслужб».
«Произошедшие события – попытка государственного переворота, в том числе с участием КНБ, который играл полную роль», – убежден эксперт.
Сельтеев пояснил, что есть две версии произошедшего. Согласно первой из них, комитет «крышевал» процесс и сам «взращивал» боевиков на территории Казахстана. По второй, КНБ принимал непосредственное участие в подготовке беспорядков в связке с некой внутриэлитной группой.
«Проникновение представителей иностранных государств экстремисткой направленности, в том числе членов нетрадиционных религиозных течений, должно было быть зафиксировано КНБ», – подчеркнул политолог.
По его словам, по всем признакам организаторы протестов отрабатывали сценарий захвата Алма-Аты с тем, чтобы затем провозгласить ее столицей. Сельтеев отметил, что это была удобная стратегия для того, чтобы спровоцировать простых граждан на участие в беспорядках, так как именно там сконцентрировано большое количество маргинальных масс. Эксперт также указал на попытки протестующих захватить телевышку на Коктобе.
«Надо поблагодарить наших силовиков, в том числе миротворческие силы ОДКБ, которые предотвратили это. Иначе, думаю, мы бы услышали с этой телевышки сценарий и требования», - считает Сельтеев.
Массовые протесты начались в Казахстане в начале января. Жители западных городов Актау и Жанаозен выступили против увеличения цен на газ. После этого протестное движение распространилось на другие города – в том числе, на Алма-Ату, где началось мародерство и нападения на госучерждения.
Утром 8 января стало известно о задержании главы КНБ Карима Масимова. Он подозревается в государственной измене. Сейчас экс-чиновник находится в СИЗО.
Читайте также: Бывший советник Назарбаева назвал возможную причину его отсутствия на публике