Эксперт рассказал, какое оружие поможет Донбассу

С-300, «Панцирь», «Орион»…

В Госдуме предложили начать поставку оружия в республики Донбасса. С такой инициативой выступил председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. По мнению политика, Россия имеет полное право на подобное решение, в ответ на увеличение американской военной помощи Украине. «МК» спросил эксперта, каким оружием Россия могла бы помочь ополченцам Донбасса, чтобы противостоять украинским вооруженным силам.

С-300, «Панцирь», «Орион»…

В США группа сенаторов предложила на рассмотрение законопроект, предусматривающий выделение Украине в качестве военной помощи ежегодно по $300 млн, в том числе и на летальное оружие. Президент Джо Байден объявил о массовых поставках летального орудия Киеву. По его словам, ее доставят на Украину более 40 самолетов.

В этих условиях, считает Леонид Калашников, Россия должна задуматься о защите российских граждан, проживающих на Донбассе, против которых оружие из США и стран НАТО может быть использовано. Поставка оружия в ДНР и ДНР стала бы превентивной мерой, позволяющей пресечь начало крупной войны в регионе.

«Я считаю, что это превентивная мера, которая, наоборот, не даст развязать войну. Те, кто на Украине этого хотел бы, будут знать, что там люди не с берданками, а вооруженные, готовые себя защищать», - высказал свое мнение Калашников.

Военный эксперт, ветеран боевых действий Евгений Линин рассказал, какое вооружение, по его мнению, могло бы ощутимо помочь военнослужащим Народной милиции ЛНР и ДНР.

- Все, конечно же, зависит от количества и от умения пользоваться тем оружием, что на сегодняшний день есть на вооружении ополченцев. К примеру, танки Т-72. Чтобы сказать про их эффективность, надо понимать количество и как они используются. Ведь когда танки располагаются на стационарных аванпостах, в качестве укрепленной огневой позиции, это одно. Если же они в составе батальонных тактических групп – это уже совсем другое. На самом деле, контратаковать и организовывать оборону всегда легче, чем нападать.

Объективно нападающая сторона формирует подразделения, которые минимум в два раза должны превышать по численности обороняющихся. И потерь они, понятное дело, несут в разы больше. Если противник действительно настроен на то, чтобы прорвать передовые позиции, то сначала должны быть вскрыты минные поля, после этого идут танки, после них пехота. Почему танки и пехота? Потому что у Украины слабая авиация, точнее ее в принципе нет.

В современной войне главное - это господство в воздухе. Авиация решает все. Количество самолетов у «незалежной» - ограниченное, пожалуй, не больше тридцати машин они могут сейчас выставить для осуществления агрессии. Доминировать в воздухе у них никак не получится.

На аванпостах республик имеются эффективные средства защиты - переносные зенитные ракетные комплексы «Игла», которые работают до 3,5 километров в высоту, дальность поражения у них до пяти километров. Этого, в принципе, достаточно, чтобы оказать серьезное сопротивление. Допустим, штурмовики, летающие на дозвуковых скоростях, такие, как Су-25, можно поразить из «Иглы», несмотря даже на то, что самолеты отстреливают тепловые ловушки.

Конечно, более скоростные самолеты, такие как Су-27 и МиГ-29, имеют шансы прорваться. В этом случае России было бы целесообразно поставить помощь Донбассу. Я сейчас говорю о средствах противовоздушной обороны (ПВО), которые помогут защитить республики от ударов скоростной авиации.

Здесь не нужно каких-то масштабных поставок, достаточно несколько зенитных ракетных систем С-300, которым не обязательно даже сильно отдаляться от границы с Россией, чтобы поражать самолеты противника. Конечно, они не будут эффективны против малоразмерных, малоскоростных и низколетящих целей, таких как беспилотники, но авиацию Украины они нейтрализуют.

На мой взгляд, имеющиеся у Донбасса средства обороны достаточно эффективны против того оружия, которое есть на вооружении Украины.

- А чем бороться с беспилотниками? Ведь благодаря Турции, у Украины на вооружении появились «Байрактары».

- В борьбе с ними эффективно себя показал зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь». Его ракеты действительно сбивают беспилотники. Проблема в том, что современные радиолокационные станции (РЛС) «дальнобойных» зенитных систем не захватывают такие низколетящие и малоразмерные цели. Поэтому у того же «Байрактара» есть преимущество перед большими комплексами, как С-300. Это мы видели на примере конфликта в Карабахе, когда беспилотники уничтожали комплексы ПВО, при этом оставаясь неповрежденным.

- Эффективны против дронов комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), такие, как «Красуха»?

- Да. беспилотники, попадающие в радиус действия «Красухи», теряют управляемость. Но здесь также важно понимать, что средства РЭБ работают не только против одной стороны. Они перекрывают и свои системы связи, поэтому использовать их лучше локально и дозированно. А еще их необходимо защищать. Они очень уязвимы, так как легко обнаруживаются.

- В каком вооружении еще нуждается Донбасс?

- Агрессия - это всегда танки. Необходимы современные противотанковые системы, расположенные на танкоударных направлениях. Все эти направления известны и учтены, их не может быть безграничное количество. Танки не пойдут через поля зимой, для них нужны дороги, выдерживающие тяжелую технику и позволяющие пройти. Говоря про современные противотанковые системы, я не имею в виду какие-то «нано-технологии», которые только проходят испытания. Все, что выпускалось на закате Советского Союза и сейчас стоит на вооружении в Российской Федерации, те же комплексы «Корнет» и «Фагот», будут эффективны. У Украины такие же самые танки, которые были на вооружении Советского Союза и стран Варшавского блока, начиная с 60-х годов. Танковую группировку не возможно скрыто выдвинуть к границе, а значит, они пойдут с какого-то достаточно большого расстояния, чтобы их заметить.

Как нейтрализуются? Во-первых, танки уничтожаются с воздуха штурмовой авиацией, вертолетами огневой поддержки с противотанковыми ракетными комплексами, а также беспилотниками. Во-вторых, танк без поддержки пехоты не эффективен, существуют системы залпового огня, их никто не отменял. Они накрывают большие участки территории. По своему воздействию они приравниваются к оружию массового поражения. Я сейчас говорю про такие, как реактивная система залпового огня «Смерч» калибра 300 мм, которые, я думаю, есть на вооружении ЛНР и ДНР. Если нет, значит, их надо туда поставить.

Количество танков на Донбассе, как у обороняющейся стороны, вполне может быть в разы меньше, чем у противника. В пассивном режиме танк менее уязвим от противотанковых комплексов.

- А американские «Джавелины», о которых все говорят?

- Это все-таки больше оружие обороны, предназначенное для уничтожения танков на марше. Стоящий в обороне танк, закрытый брустверами, прикрытый сверху маскировкой, а еще лучше какими-то металлоконструкциями, которые могут снизить эффективность «Джавелина», мало уязвим

Также, на мой взгляд, Народной милиции необходимо поставить средства обнаружения и уничтожения самоходных артиллерийских установок «Мста» и «Акация» и боевых машин залповой артиллерии - «Град», «Смерч». Эти системы должны быть выявлены и уничтожены точечным огнем

- Что это за средства?

- Беспилотники. Сегодня мы можем говорить только про российские ударные дроны «Орион». Эффективны также радиолокационные станции контрбатарейной борьбы «Зоопарк». Они позволяют засечь залп артиллерии противника и навести на нее свои ударные средства.

- Есть ли необходимость поставлять на Донбасс стрелковое оружие?

- Здесь основная проблема в том, что нет смысла просто поставить на Донбасс те же снайперские винтовки Драгунова. Должны быть люди, умеющие ими пользоваться. Винтовка сама по себе, без человека, не стреляет, понятное дело. А бойцы, находящиеся на передовой, лучше всего воюют тем оружием, к которому они привыкли. Давать сейчас что-то новое, смысла никакого нет. Война практически витает в воздухе, и переучиваться уже некогда.

- Вы говорите про автоматы Калашникова новой серии?

- Да. Можно, к примеру, применять их с обвесами, но к ним тоже надо привыкать. Поэтому самое эффективное, на мой взгляд, это планка Пикатинни, которая находится на любом АКМ, АК-74, позволяющая эффективно поражать цели и не требующая никаких специальных навыков.

Еще раз хочу отметить, что нет смысла поставлять вооружение, которое требует специального и долгого обучения. Оружие должно быть таким, чтобы его можно было использовать прямо сейчас. Равно как нет смысла менять комплексы «Игла», с которыми может обращаться практически любой, прошедший службу в советской или российской армии, на переносной зенитно-ракетный комплекс «Верба». Потому что с ними идет уже автоматизированная система управления. И нужен оператор, который умеет ее использовать. Есть время на подготовку - надо поставлять, нет времени - надо поставлять то, чем уже умеют пользоваться. Массовость и надежность оружия – главные факторы в любом конфликте.

- Если Народная милиция ЛНР и ДНР получит все перечисленное вооружение, каковы их шансы противостоять вооруженным силам Украины?

- Если Россия усилит необходимыми средствами оборону республик Донбасса, у Украины нет никаких шансов. У них нет большого количества мотивированных войск, которые готовы идти на доты и линии обороны, и пасть там смертью храбрых. А в военном плане «джавелины» и прочее, поставленное иностранцами вооружение, преимущества украинцам не дают.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28717 от 3 февраля 2022

Заголовок в газете: Последний аргумент Донбасса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру