Этот шаг ОАЭ, как отмечает CNN, был равносилен заявлению о нейтралитете одного из ближайших ближневосточных союзников Америки в конфликте, который поляризовал международное сообщество.
Анвар Гаргаш, советник президента ОАЭ, объяснил, что переход на чью-либо сторону «приведет только к еще большему насилию». По его словам, приоритетом Объединенных Арабских Эмиратов является «поощрение всех сторон к дипломатическим действиям и переговорам для поиска политического решения».
Конфликт на Украине, который начался менее чем через два месяца после того, как ОАЭ заняли место в Совете Безопасности ООН, вывел меняющуюся внешнюю политику страны на мировую арену, показав, как государство Персидского залива пытается жонглировать своими связями между традиционными союзниками и растущими партнерствами. Как отмечает CNN, это также демонстрирует борьбу, с которой столкнулся Запад, добиваясь однозначного осуждения вторжения России от своих союзников.
Объединенные Арабские Эмираты призвали к «мирному решению» «украинского кризиса таким образом, чтобы гарантировать интересы и национальную безопасность всех сторон», — заявил наследный принц Абу-Даби в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным во вторник. Они также обсудили сотрудничество в сфере энергетики.
Другие арабские государства также воздержались от осуждения действий Москвы, подчеркивает CNN. Саудовская Аравия, которая считает Россию своим основным партнером в альянсе ОПЕК+ по координации добычи нефти, заявила во вторник, что «поддерживает международные усилия по деэскалации в Украине». Лига арабских государств в понедельник также призвала к деэскалации и сдержанности в совместном коммюнике.
«ОАЭ не должны больше рассматриваться как марионетка Соединенных Штатов, — говорит Абдулхалек Абдулла, профессор политологии в ОАЭ. — Только потому, что у нас такие прекрасные отношения с Америкой, мы не подчиняемся приказам из Вашингтона, и мы должны делать то, что соответствует нашей собственной стратегии и приоритетам».
Очевидное стремление ОАЭ к независимой внешней политике происходит на фоне разочарования Абу-Даби отношением администрации Байдена к вопросам, имеющим значение для страны Персидского залива. Вскоре после прихода к власти Байдена он исключил поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов из Йемена из списка террористических организаций США. Менее чем через год хуситы начали кампанию ударов по Абу-Даби. США пообещали укрепить оборону ОАЭ, но Абу-Даби хочет, чтобы хуситы были признаны террористами.
В декабре ОАЭ приостановили переговоры о сделке с США на сумму 23 миллиарда долларов о приобретении истребителей F-35 после того, как переговоры были застопорены администрацией. Затем, в прошлом месяце, Эмираты объявили, что впервые покупают истребители в Китае.
«ОАЭ еще предстоит выяснить, как ориентироваться в новом многополярном мире, — написала в Twitter Чинция Бьянко, научный сотрудник по Европе и Персидскому заливу Европейского совета по международным отношениям. — ОАЭ и другие монархии Персидского залива пересматривают отношения с США, которые, по их мнению, нарушили свою часть сделки: обеспечение безопасности».
Между тем связи с Москвой только крепли. Два года назад де-факто правитель ОАЭ шейх Мохаммед бен Заид аль-Нахайян приветствовал президента России Владимира Путина в столице на торжественной церемонии, во время которой наследный принц Абу-Даби назвал Россию своим «вторым домом».
Местные газеты назвали это началом «особых отношений» и сообщили о визите в прямом эфире. «Было ясно, что двух лидеров связывают крепкие личные связи», — пишет газета The National из Абу-Даби.
В конечном счете, однако, «возвышать положение России как равного США — это некоторый риск, — считает Карен Янг, старший научный сотрудник вашингтонского Института Ближнего Востока. — Сохранение нейтралитета в конфликте на Украине — это расчет на то, что Россия и российское руководство будут полезны руководству Эмиратов».
В последний раз президент США посещал ОАЭ 14 лет назад, когда Джордж Буш занимал Овальный кабинет. Это был единственный визит президента США в эту арабскую страну.
«Вы давно слышали, как люди в Персидском заливе, политики, говорят, что когда вы пожимаете Путину руку, вы знаете, что он сдержит свое слово, — сказал Янг. — Путин делает то, что хочет, поэтому я думаю, что в Персидском заливе есть определенная привлекательность такой уверенности. Разочарование в США заключается в том, что когда меняются администрации, меняется и политика, а в России этого не происходит — по крайней мере, пока».
Торговля между ОАЭ и Россией была скромной, но с 1997 года она выросла в десять раз, сообщает информационное агентство ТАСС.
Занимая третье и седьмое место по добыче нефти соответственно, Россия и ОАЭ координируют политику добычи сырой нефти в рамках альянса ОПЕК+. ОАЭ также сильно зависят от российских туристов. По данным государственного информационного агентства Wam, в 2021 году Россия стала вторым по величине рынком сбыта для туристического сектора Дубая, поднявшись с восьмого места в рейтинге предыдущего года.
Отношения выходят за рамки энергетики и торговли. По данным Министерства сельского хозяйства США, в прошлом году Россия была крупнейшим поставщиком пшеницы в ОАЭ с долей рынка около 50%.
ОАЭ и другие страны Персидского залива снова «много раз» столкнутся с такими ситуациями, как Украина, пишет Бьянко. «Хеджирование будет возможно, но ограничено».
Бывший финансовый директор Дубая Насер аль-Шейх сказал, что нейтралитет может оказаться неустойчивым, если конфликт затянется. «Возможно, сейчас можно будет сохранять нейтралитет… но не в ближайшем будущем, когда события будут разворачиваться/обостряться. Очень маленькое окно возможностей», — написал он в Твиттере.